Защита и устойчивость рубля обеспечивается

Основная цель деятельности Банка России и ее конституционно-правовая интерпретация

Защита и устойчивость рубля обеспечивается

В соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ[1] «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Данное положение корреспондирует и. «ж» ст. 71 Конституции РФ, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. В свою очередь, ст. 3 Закона о Банке России имеет прямое указание на то, что защита и обеспечение устойчивости рубля является функцией Банка России.

В ч. 2 ст. 75 Конституции РФ сформулированы три конституционнозначимых принципа:

  • • принцип независимости Банка России при осуществлении основной функции;
  • • принцип функционального приоритета Банка России;
  • • принцип защиты и обеспечения устойчивости денежной единицы Российской Федерации — рубля.

Принцип независимости Банка России означает, что Банк России при осуществлении денежно-кредитной политики, а также при реализации иных функций обладает финансовой, управленческой, правовой, кадровой независимостью от иных органов государственной власти Российской Федерации.

Сформулированный в указанной норме Конституции РФ функциональный приоритет Банка России означает, что именно защита и обеспечение устойчивости рубля является основной задачей Банка России, которые могут дополняться иными задачами и функциями.

Дополнительные задачи сформулированы в Законе о Банке России.

Однако все указанные задачи акцидентны по отношению к основной задаче, дополняют ее и обеспечивают ее наилучшую реализацию.

Конституция РФ непосредственно не раскрывает содержание принципа «защита и обеспечение устойчивости рубля». Доктринально «устойчивость» рассматривается как способность некоторого предмета или системы сохранять свои свойства под воздействием внешних факторов.

В этом смысле устойчивость рубля может означать:

  • 1) способность рубля сохранять свое значение но отношению к иным денежным единицам;
  • 2) способность рубля сохранять свое значение по отношению к товарам реального сектора экономики.

Государство, в свою очередь, посредством прямого закрепления в нормативных правовых актах различной юридической силы, обеспечивает приоритет национальной валюты в денежном обращении страны. В связи с этим следует отметить связь конституционных принципов, закрепленных в ч.

1 и ч. 2 ст. 75 Конституции РФ: признание исключительного права Центрального банка Российской Федерации на денежную эмиссию и запрет на введение других денег в Российской Федерации — в качестве мер правового характера, направленных на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

В этих же целях государство закрепляет за своей денежной единицей статус законного платежного средства в п. 1 ст. 140 ГК РФ, согласно которому рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.

В то же время при отсутствии определенного непосредственно в самой Конституции РФ смысла конституционно-правового принципа «защита и обеспечение устойчивости рубля» его содержание может быть определено законодателем, например, в качестве полномочия (полномочий) Банка России или в качестве цели проводимой им единой государственной денежно-кредитной политики.

В современной экономической теории эмпирически выделены следующие основные цели деятельности центральных банков:

  • 1) таргетирование валютного курса;
  • 2) таргетирование денежного предложения;
  • 3) таргетирование инфляции[2].

Кроме того, среди целей деятельности центральных банков выделяются:

  • • финансовая устойчивость;
  • • способствование экономическому росту;
  • • понижение безработицы и ряд иных.

Под таргетированием (от англ, target — цель) понимается установление целевых ориентиров в осуществлении экономической политики.

Способы таргетирования различаются в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких показателей, в каком виде устанавливаются целевые ориентиры — в виде «коридора» или определенной контрольной цифры.

Таргетирование валютного курса осуществляется в различных моделях: от жесткой фиксации курса, жесткой привязки курса национальной валюты к валюте иностранного государства или корзине валют до режимов «плавающих» валютных курсов с весьма ограниченным присутствием центрального банка на валютном рынке — в основном для сглаживания резких колебаний валютного курса.

Первоначально таргетирование валютного курса принимало форму привязки стоимости национальной валюты к золоту — золотого стандарта.

Впоследствии таргетирование валютного курса, как способ поддержания стабильности цен, проявлялось в режимах фиксированного валютного курса, предполагавших привязку стоимости национальной валюты к стоимости валюты большой страны с низкой инфляцией.

Другая возможность состояла в том, что вместо привязки валюты к валюте другой страны страна принимает систему изменяемого фиксированного валютного курса, при котором ее валюта обесценивается настолько, насколько у нее будет выше инфляция по сравнению со страной, к валюте которой осуществляется привязка.

Таргетирование валютного курса имеет ряд преимуществ. Во-первых, номинальный якорь целевого показателя валютного курса фиксирует темп инфляции для торгуемых товаров и, таким образом, содействует непосредственному контролю над инфляцией.

Во-вторых, если существует доверие к целевому показателю валютного курса, это привязывает инфляционные ожидания к темпу инфляции в той стране, к валюте которой привязана национальная валюта. В-третьих, таргетирование валютного курса обеспечивает автоматическое правило для проведения денежной политики.

В соответствии с этим правилом денежная политика становится более жесткой, когда возникает тенденция к обесценению национальной валюты, или, напротив, ослабляется, когда возникает тенденция к повышению курса национальной валюты.

Так, наиболее жестким и строгим вариантом таргетирования валютного курса признается валютное правление, требующее, чтобы денежные власти были готовы обменивать национальную валюту на иностранную по определенному фиксированному курсу, когда бы это ни потребовалось. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, как правило, необходимо иметь иностранные резервы, покрывающие объем национальной валюты более чем на 100%, и не позволять денежным властям никакой свободы действий.

В любом случае для реализации каждой из рассмотренных моделей у Центрального банка РФ должен быть в наличии определенный набор полномочий, установленных законодателем, и механизм их реализации.

Банк России обладает полномочиями по организации и осуществлению валютного контроля и валютного регулирования (п. 12 ст. 4 Закона о Банке России), которые осуществляются им в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г.

№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[3] (далее — Закон о валютном регулировании). Между тем законодатель в рамках данного закона, начиная с 2002 г.

, последовательно уменьшал объем полномочий Банка России, иных федеральных органов государственной власти по валютному контролю.

В распоряжении Банка России в то же время сохраняется полномочие по осуществлению валютных интервенций (ст. 41 Закона о Банке России), однако это полномочие находится в системной связи с полномочием по эффективному управлению золотовалютными резервами (п. 7 ст. 4 Закона о Банке России).

Наличие данной связи означает, что золотовалютные резервы Банка России должны именно «управляться» и возможность использования их для целей валютных интервенций должна соизмеряться с экзогенными и эндогенными факторами, влияющими па экономику России, например, перспективами экспорта, внешнеполитическими ограничениями и т.п.

Таргетирование денежного предложения связано с установлением ориентиров роста денежного предложения на основе его отношения к макроэкономическим переменным.

В качестве промежуточных целей выступают значения денежных агрегатов: денежной базы, Ml[4] и др. В соответствии с Законом о Банке России Банк России ежегодно устанавливает ориентиры роста денежной массы (ст.

35, 42 Закона о Банке России), которые используются в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики, но не являются ее целью.

Таргетирование инфляции связано с определением и публичным провозглашением в качестве цели количественных показателей инфляции, которые необходимо достичь за определенный промежуток времени.

Данный показатель инфляции выступает как политическое обязательство центрального банка. Ценовая стабильность в рамках данного режима обретает количественное и потому верифицируемое, контролируемое измерение.

Общепринятого и устоявшегося определения режима инфляционного таргетирования не существует. Тем не менее можно выделить несколько обязательных требований, составляющих его основу:

  • • экономическим агентам публично объявляется среднесрочное численное значение целевого уровня инфляции;
  • • центральный банк наделяется независимостью и ответственностью за достижение целевого ориентира;
  • • имеется доверие экономических агентов к политике денежных властей;
  • • существует прозрачность решений и действий центрального банка;
  • • провозглашается упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития;
  • • стабильность цен становится долгосрочной целью.

Таким образом, режим инфляционного таргетирования можно охарактеризовать как политику, представляющую собой последовательность действий центрального банка, направленных на: 1) определение целевого уровня инфляции, 2) публичное объявление о целевом уровне, 3) приведение реальной инфляции к целевым показателям, используя для этого изменение процентных ставок и другие монетарные инструменты.

Предпосылками введения инфляционного таргетирования считаются:

  • • режим плавающего курса национальной валюты;
  • • наличие надежной финансовой системы;
  • • доверие общественности к денежно-кредитной политике и самому центральному банку;
  • • независимый статус центрального банка, прежде всего в реализации целей и задач монетарной политики.

В связи с вопросом о цели денежно-кредитной политики обращает на себя внимание норма ст. 34.1 Закона о Банкс России, внесенная в закон в 2013 г. (Федеральный закон от 23 июля 2013 г.

№ 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»[5]), согласно которой основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания цеповой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Таким образом, законодатель вполне определенно интерпретировал принцип «защиты и обеспечения устойчивости рубля» сквозь призму идеи ценовой стабильности. Следовательно, на современном этапе именно обеспечение ценовой стабильности, способом достижения которой является борьба с инфляцией, можно рассматривать в качестве основного содержания конституционного принципа «защиты и обеспечения устойчивости рубля».

Источник: https://studme.org/191934/pravo/osnovnaya_tsel_deyatelnosti_banka_rossii_konstitutsionno_pravovaya_interpretatsiya

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:. защита и обеспечение устойчивости рубля;

Защита и устойчивость рубля обеспечивается

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.Комментарий к статье 3Комментируемая статья определяет систему целей Банка России, к достижению которых он должен стремиться в процессе своей деятельности.

Сопоставление первой цели деятельности Банка и его основной функции, предусмотренных соответственно комментируемой статьей и Конституцией РФ, свидетельствует о смешении неравнозначных понятий, об их подмене. Так, в ч. 2 ст. 75 Конституции РФ установлено, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Банка России.

В то же время в комментируемой статье защита и обеспечение устойчивости рубля названы одной из основных целей деятельности Банка России. Таким образом, то, что в Конституции определено как функция, в Законе определяется как цель деятельности. Между тем это неравнозначные понятия.

Функция — это роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации . ———————————

Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 751.

Цель — это один из элементов поведения и сознательной деятельности, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств . ———————————

Там же. С. 763.Следовательно, функция является средством для достижения определенной цели, и смешивать данные понятия неправомерно.

Анализ показывает, что устойчивость национальной валюты не должна рассматриваться как цель деятельности Банка России. Обеспечение устойчивости рубля может рассматриваться лишь как функция Банка России. В этом отношении положение ч. 2 ст. 75 Конституции РФ ближе к истине, чем комментируемый Федеральный закон. Однако и конституционная дефиниция содержит изъян.

Она не вполне верна, а точнее сказать, устарела в той части, где защита и обеспечение устойчивости рубля обозначены как основная функция Банка России.

В зарубежной правовой доктрине укрепилась и нашла отражение в законодательстве точка зрения, согласно которой обеспечение устойчивости национальной валюты — это не основная, а второстепенная (или третьестепенная) функция национального центрального банка.

Так, в § 3 Закона о Немецком федеральном банке, где говорится о его полномочиях, целях и их соотношении, речь идет не об устойчивости, а о стабильности валюты .

Причем соотношение целей центрального банка и его функций здесь толкуется в том смысле, что «его многообразные и кажущиеся независимыми функции служат одним и тем же целям; он может этими функциями распоряжаться таким образом, чтобы постоянно справляться со своими главными задачами по сохранению политической стабильности» , и что функции центрального банка «тесно связаны с его особой ответственностью за политическую стабильность» . ———————————

Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Франкфурт-на-Майне, 1995. С. 160.
Там же. С. 30.
Там же. С. 24.
Согласно Закону о Банке Англии от 01.06.98 во взаимоотношениях Банка Англии и правительства произошли изменения, цель которых «в четком разграничении полномочий для обеспечения большей эффективности политики. Закон обязывает Банк Англии следить за стабильностью цен и с учетом этой цели оказывать поддержку правительству» . ———————————

Бэкер А. Банк Англии и его взаимоотношения с правительством // Бизнес и банки. 1999. N 6. С. 7.Несмотря на то что в первом случае в качестве цели центрального банка обозначена стабильность валюты, а во втором — стабильность цен, и в том и в другом случае это рассматривается как промежуточная цель, которая помогает достичь конечной цели — политической стабильности.

Обеспечение устойчивости национальной валюты не является целью деятельности и Банка Японии. В ст. 1 Закона о Банке Японии в качестве целей центрального банка установлены сохранение и улучшение кредитной системы в соответствии с национальной политикой, а также адекватное усиление общеэкономической деятельности нации. Эти положения интерпретируются как «поддержание стабильности денежного обращения и благоприятных кредитных условий», а также как «поддержание стабильности развития японской экономики» . ———————————

Подробнее об этом см.: Викулин А.Ю. Особенности правового положения Банка Японии // Труды Московской государственной юридической академии. 1997. N 2. С. 98.Итак, в рассмотренных случаях цель национального центрального банка, состоящая в обеспечении стабильности (цен, денежного обращения, валюты), рассматривается лишь как этап в достижении более важной цели — стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране. Таким образом, в силу того что в Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля поименованы основной функцией Банка России, данное положение должно было бы содержаться в ст. 4, а не в комментируемой статье Закона. Второй основной целью деятельности Банка России являются развитие и укрепление банковской системы РФ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В тексте комментируемой статьи было бы целесообразно хотя бы в самом общем виде указать направления развития и укрепления банковской системы РФ. Дело в том, что не так давно руководство Банка России воспринимало задачу по развитию и укреплению банковской системы весьма своеобразно, а именно как радикальное сокращение числа действующих кредитных организаций до нескольких десятков . В результате сегодня кредитные организации распределены по территории страны крайне неравномерно. Это означает, что в России на сегодняшний день отсутствует отвечающая современным потребностям рыночной экономики система банковского обслуживания, одной из важнейших характеристик которой является доступность банковских услуг для населения и предпринимателей. ———————————

См.: Панфилова Ю., Киселева Е., Граник И. Виктор Геращенко: хватит и по два банка в регионе // Коммерсантъ. 1998. 18 ноября.Об этом свидетельствуют следующие показатели: примерно из 1200 банков, действующих сегодня в России, 650 находятся в Москве, в 16 регионах Центрального федерального округа — всего 70 кредитных организаций. Для сравнения можно привести ряд цифр, характеризующих разветвленность банковских систем в промышленно развитых странах.—————-T——————————————¬ ¦ Страна ¦ Число жителей на один банковский филиал ¦ +—————+——————————————+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ +—————+——————————————+ ¦Испания ¦ 1031 ¦ +—————+——————————————+ ¦Люксембург ¦ 1333 ¦ +—————+——————————————+ ¦Бельгия ¦ 1389 ¦ +—————+——————————————+ ¦Австрия ¦ 1724 ¦ +—————+——————————————+ ¦Германия ¦ 1754 ¦ +—————+——————————————+ ¦Нидерланды ¦ 2273 ¦ +—————+——————————————+ ¦Италия ¦ 2273 ¦ +—————+——————————————+ ¦Франция ¦ 2273 ¦ +—————+——————————————+ ¦Португалия ¦ 2479 ¦ +—————+——————————————+ ¦Ирландия ¦ 3125 ¦ +—————+——————————————+ ¦Финляндия ¦ 3125 ¦ L—————+——————————————Таким образом, разветвленная система банков — обязательное условие развития современной экономики и общества, а банковские услуги — это один из видов общественных благ. В этом смысле банковскую деятельность следует рассматривать как вид производства общественных благ, на котором базируется производство множества других благ. В связи с этим практику государственного управления банковской системой следует строить с учетом необходимости обеспечения социальных банковских стандартов и минимальной обеспеченности банковскими услугами. Социальные банковские стандарты — это минимально возможный перечень банковских услуг, предоставление которых гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на территории РФ, субъекта РФ, муниципального образования. Минимальная обеспеченность банковскими услугами — это уровень доступности банковских услуг для их потребителей, который определяется исходя из соотношения количества кредитных организаций (их филиалов) на соответствующей территории и количества зарегистрированных на данной территории физических и юридических лиц, ниже которого осуществление предпринимательской деятельности цивилизованными методами становится невозможным. Третьей основной целью Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Российское законодательство не содержит определения понятия «платежная система», в связи с чем для уяснения содержания комментируемой статьи необходимо воспользоваться доктринальным толкованием данного понятия. Платежная система — это совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота. Устойчивая и быстродействующая система платежей и расчетов является необходимой предпосылкой эффективного функционирования народнохозяйственного механизма, экономических институтов и отдельных хозяйствующих субъектов. Платежные системы разных стран существенно отличаются друг от друга в связи с различиями в уровнях экономического развития, особенностями банковского законодательства, платежными обычаями. Платежная система государства включает: — институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных трансфертов и погашению долговых обязательств; — финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денег между экономическими агентами;

— контрактные соглашения, регулирующие обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также финансовыми посредниками (банками), о порядке и способах погашения обязательств . ———————————

Российская банковская энциклопедия / Под ред. О.И. Лаврушина (гл. ред.) и др. М., 1995. С. 329.Следует заметить, что в предыдущей редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в качестве третьей основной цели деятельности Банка России было определено обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Новая редакция Закона представляется более удачной, так как понятие «платежная система» более объемно, чем понятие «система расчетов», и включает в себя последнее, в связи с чем теперь Закон обязывает Банк России заботиться не только о системе расчетов, но и о функционировании всей платежной системы страны. В комментируемой статье подчеркнуто, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Это означает, что хотя Банк России и должен осуществлять свои расходы за счет собственных доходов, но проводимые им банковские операции и сделки изначально не носят предпринимательского характера, в связи с чем могут не только не приносить прибыли, но при определенных условиях являться заведомо убыточными. Так, для воздействия на суммарный спрос и предложение денег Банк России обязан осуществлять предусмотренные ст. 41 Закона валютные интервенции, т.е. в зависимости от сложившейся на валютном рынке ситуации покупать или продавать иностранную валюту. При этом достижение цели поддержания суммарного спроса и предложения денег на необходимом уровне в большинстве случаев не будет сопровождаться получением дохода.

В соответствии со ст. 11 Закона прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 Закона банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных ст. 4 Закона.

Источник: https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/19118/

Правовой статус и функции Банка России

Защита и устойчивость рубля обеспечивается

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

— утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

— принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

— организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

— для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

— организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 1 марта 2019 года.

Источник: https://www.cbr.ru/today/bankstatus/

Центральный банк Российской Федерации

Защита и устойчивость рубля обеспечивается

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Среди функций ЦБ — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; проведение денежно-кредитной политики; управление золотовалютными резервами Банка России; выдача, приостановка и отзыв лицензий на осуществление банковских операций; организация и осуществление валютного регулирования и контроля.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы. Однако проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность председателя Банка России представляет президент Российской Федерации.

С июня 2013 года этот пост занимает Эльвира Набиуллина.

В Совет директоров входят председатель Банка России и 14 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению председателя Банка России, согласованному с президентом Российской Федерации.

Национальный финансовый совет – коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — президентом Российской Федерации, трое — правительством Российской Федерации. В состав Национального финансового совета входит также председатель Банка России.

Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.

Руководители Центрального банка Российской Федерации (Банка России):

Георгий Матюхин – председатель Банка России с декабря 1991 года по июнь 1992 года.

Виктор Геращенко – председатель Банка России с ноября 1992 года по октябрь 1994 года и с сентября 1998 года по март 2002 года.

Татьяна Парамонова – исполняющая обязанности председателя Банка России с октября 1994 года по ноябрь 1995 года.

Александр Хандруев – временно исполняющий обязанности председателя Банка России с 8 по 22 ноября 1995 года.

Сергей Дубинин – председатель Банка России с 22 ноября 1995 года по 11 сентября 1998 года.

Сергей Игнатьев — председатель Банка России с 20 марта 2002 года по 24 июня 2013 года.

Эльвира Набиуллина – председатель Банка России с июня 2013 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20150713/1124673834.html

Личное жилье
Добавить комментарий