Способы образования юридического лица нормативно явочный

Гражданское право (общая часть). Гражданские правоотношения. Свистунова Т.В., редактор: Александрова Л.И

Способы образования юридического лица нормативно явочный

Истории известны следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основании лишь одного распоряжения учредителя, при этом специальной регистрации не требуется. В таком порядке в СССР создавалось большинство государственных предприятий и учреждений.

В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др. Все они создаются по распоряжению уполномоченных органов и действуют на основе нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц.

В связи с этим нельзя не согласиться с высказанным в литературе мнением, «что ст. 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому, чтобы не подрывать единства гражданского законодательства, целесообразно или уточнить ст.

51 ГК, или устранить из практики факты появления юридических лиц без их государственной регистрации».

Разрешительный порядок ранее применялся при создании общественных и кооперативных организаций. Он предполагал, что такие юридические лица возникали лишь только после того, как на их создание получено разрешение компетентного органа.

При этом в создании таких юридических лиц могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Регистрации также не требовалось. Не представляется возможным согласиться с мнением о том, что действующее законодательство в немногочисленных случаях сохранило разрешительный порядок создания юридического лица.

Его связывают с созданием коммерческих банков, страховых компаний, а также организаций, которые могут занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке. Действительно, на их создание нужно получить разрешение (или согласие) соответствующего публичного органа.

Однако представляется более правильным считать, что к таким организациям также применяется нормативно-явочный порядок (хотя и осложненный получением разрешения или согласия) в силу следующего.

Во-первых, с получением разрешения (согласия) юридическое лицо еще не считается созданным, требуется государственная регистрация. Во-вторых, соответствующие органы не могут отказать по мотивам нецелесообразности.

В РФ действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Иногда его называют явочно-регистрационным.

Явочный характер данного способа создания юридических лиц выражается в том, что создание организации инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе.

Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.

В соответствии с действующим законодательством образование юридического лица возможно двумя путями: создание его впервые и в процессе реорганизации.

Создание юридического лица впервые предполагает соблюдение следующих требований.

1. Должен быть в соответствии с требованиями закона определен состав учредителей применительно к виду создаваемого юридического лица.

Во-первых, эти требования касаются возраста физических лиц – учредителей. Например, для коммерческих организаций, создаваемых гражданами, снижен возраст (16 лет) только для членов производственного кооператива (ст.7 Закона «О производственных кооперативах»).

Снижение возраста для приобретения статуса члена производственного кооператива обусловлено трудовым законодательством и тем, что члены кооператива осуществляют не предпринимательскую, а трудовую деятельность. Остальные коммерческие организации могут создаваться физическими лицами, которые приобрели полную дееспособность.

Это следует из того, что содержанием отдельных видов частичной дееспособности граждан не предусмотрено право создавать иные юридические лица.

Во-вторых, в законодательстве определены случаи, когда физические лица с полной дееспособностью, либо отдельные юридические лица не могут быть учредителями определенных видов юридических лиц.

Например: физические лица – учредители полного товарищества, не могут быть учредителями другого полного товарищества (п. 2 ст.

69 ГК); общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.2 ст.88 ГК).

2. Юридическое лицо может быть создано в организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством. При этом, как отмечалось, организационно-правовые формы коммерческих организаций исчерпывающим образом перечислены в ГК РФ.

К ним относятся: хозяйственные товарищества (полное и на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также указаны в ГК РФ (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы). Однако перечень некоммерческих организаций в ГК дан не исчерпывающим образом.

Их иные организационно-правовые формы могут быть предусмотрены и в других законах.

3. Как правило, решение о выборе организационно-правовой формы юридического лица законодатель оставляет на усмотрение учредителей. Однако из этого правила бывают исключения. Так, например, согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества.

4. Воля учредителей на создание юридического лица должна быть выражена вовне в предусмотренной законом форме. Такой формой являются учредительные документы юридического лица. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен:

– общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (кроме случаев, когда в них один учредитель), ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав;

– хозяйственные товарищества (полные и на вере) должны иметь учредительный договор;

– акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, общественные организации, фонды и др. должны иметь устав. При создании акционерных обществ имеет место и договор о создании акционерного общества, который не является учредительным, а представляет разновидность договора простого товарищества.

Он прекращается с момента регистрации акционерного общества в связи с достигнутой целью. Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например председатель и секретарь общего собрания учредителей).

При составлении учредительных документов необходимо учитывать следующее:

– в законодательстве содержатся императивные нормы, которые не могут быть изменены учредительными документами;

– в законодательстве содержатся диспозитивные нормы, которые позволяют учредителям отойти от варианта, указанного в законе, и выработать свои правила при условии, что они не будут противоречить закону;

– учредители могут включить в учредительные документы правила, регулирующие отношения, вообще не урегулированные законом, но опять же при условии, что эти правила не будут противоречить закону.

5. Завершается создание юридического лица его государственной регистрацией. «До государственной регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права.

После государственной регистрации вновь возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей. Таково, например, правило п. 3 ст.

10 Федерального закона «Об акционерных обществах», которое устанавливает солидарную ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникающим до его государственной регистрации.

Созданное общество будет нести ответственность по обязательствам учредителей только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров, т.е. высшего органа этого юридического лица. Приведенное правило (как и многие другие) наглядно показывает роль государственной регистрации в качестве завершающего юридического акта создания юридического лица».

6. При государственной регистрации впервые создаваемого юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, установленной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что:

– учредительные документы создаваемого юридического лица соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам данной организационно-правовой формы юридического лица;

– сведения, содержащиеся в учредительных документах и иных документах, достоверны;

– при создании юридического лица соблюдены установленный для данной организационно-правовой формы порядок его создания, в том числе и порядок формирования (оплаты) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда) на момент государственной регистрации;

– в установленных законом случаях – согласование с государственными органами или органами местного самоуправления;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

3) учредительные документы юридического лица, состав которых определяется его организационно-правовой формой;

4) для иностранного юридического лица – документы, удостоверяющие юридический статус учредителя – иностранное юридическое лицо;

5) документ об уплате государственной пошлины.

7.

С принятием Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» урегулированы отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, установлены правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (в дальнейшем – ЕГРЮЛ), общий порядок государственной регистрации.

Специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц установлен только в отношении кредитных организаций (решение о регистрации принимается Банком России), общественных объединений, религиозных и профсоюзных организаций, политических партий (решение о регистрации принимаются Минюстом России). Взаимодействие МНС России с указанными органами осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам с 1 июля 2002 г. являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

В настоящее время в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба России.

8. Новое законодательство о регистрации юридических лиц, с одной стороны, существенно упростило процедуру регистрации. В настоящее время «достаточно прийти в регистрирующий орган, то есть в налоговую инспекцию, и подать необходимые для регистрации документы.

После этого в течение пяти дней заявителю выдают свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Этих документов достаточно, чтобы открыть счет в банке и удостоверить подлинность подписи в банковской карточке.

Таким образом, фактически мы смогли сократить срок, необходимый для создания субъекта хозяйственной деятельности, с двух месяцев до пяти дней».

С другой стороны, новое законодательство о государственной регистрации юридических лиц породило ряд проблем. По мнению Е. Горбуновой, «закон реализовал концепцию «упрощенного порядка регистрации», т.е. нормативно-явочный порядок регистрации фактически меняется на заявительный.

Мало сказать, что он чрезвычайно демократичен. Благодаря новому порядку практически полностью утрачивается контроль со стороны государства, снижается достоверность и надежность представляемых документов.

Теперь, по новому Закону, достаточно предъявить на государственную регистрацию учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. В прямом смысле «верят на слово», никакого контроля».

Представляется, что переход на заявительный порядок регистрации для России в настоящее время является преждевременным.

Источник: https://abc.vvsu.ru/books/up_grazhd_pravo_obsch_ch/page0006.asp

Способы образования юридических лиц

Способы образования юридического лица нормативно явочный

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц:

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется, именно в таком порядке возникало большинство государственных предприятий и учреждений в СССР.

Это явление можно объяснить тем, что главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица.

В настоящее время в статье 51 Гражданского кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.

Другим способом образования юридического лица называют разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом.

Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе, сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания некоторых коммерческих организаций (или групп таких организаций) необходимо предварительное согласие антимонопольного органа (см., например, ст.

27 ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.). В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

Правило абз. 2 пункт. 1 ст. 51 ГК РФ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, который, является третьим способом образования юридического лица.

Регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе.

Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.

Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам, установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах.

Во всех случаях государство осуществляет контроль за созданием юридического лица, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности; т.е. регистрация по своей сущности является правоустанавливающим фактом.

Гражданский кодекс установил систему государственной регистрации юридических лиц. Для нее характерны:

· обращения в суд с жалобой на отказ или уклонение в государственной регистрации;

· определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию (в настоящее время это налоговые органы);

· наличие единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления;

· исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации;

· возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица от такой регистрации (ст. 51 ГК РФ).

Государственная регистрация осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(далее Закон № 129-ФЗ):

1. Законом №129-ФЗ дано определение государственной регистрации юридических лиц как акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемого посредством внесения в государственный реестр:

а) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц;

б) иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом № 129-ФЗ (ч.2 ст.1).

2. Определено, что именно является моментом государственной регистрации, — им признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п.2 ст.11).

3. Законом №129-ФЗ, устанавливается порядок государственной регистрации юридических лиц, распространяющийся на все юридические лица (в том числе с иностранными инвестициями), за исключением отдельных видов юридических лиц, для которых федеральными законами устанавливается специальный порядок регистрации (ст.10).

Основания для отказа в государственной регистрации:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 24; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-5185.html

Разрешительный порядок создания юридического лица

Способы образования юридического лица нормативно явочный

/ Статьи / Порядок создания юридического лица в РФ

Разрешительный порядок создания юридического лица предполагает выполнение определенных действий, принятие специфических актов. Последние направлены на придание организации соответствующего статуса. Далее рассмотрим подробнее порядок создания юридического лица в РФ.

Основные способы

В теории предпринимательского права выделяется несколько вариантов создания юридических лиц. В частности, существуют:

  • Учредительно-распорядительный способ. В качестве основания в этом случае будет выступать соответствующее распоряжение муниципального либо государственного органа. Это может быть, например, решение правительства, администрации субъектов или территориальных уполномоченных структур. Такой порядок создания юридического лица используется при формировании унитарных (муниципальных и государственных) предприятий. В качестве собственника, на которого возлагаются данные функции, выступают соответствующие федеральные, субъектные и местные исполнительные органы.
  • Учредительный способ. Он применяется при формировании коммерческой организации с одним участником. К примеру, это может быть хозяйственное общество. Также этот способ используется при легитимации (узаконивания) индивидуальной коммерческой деятельности.
  • Договорно-учредительный способ. Он применяется при образовании коммерческой организации, в котором количество учредителей больше 1. Это может быть также хозяйственное общество либо товарищество, а также производственный кооператив.
  • Дозволительно-учредительный порядок. Этот вариант предусматривает необходимость в получении разрешения госоргана.

Законодательная база

Сегодня в России используются все приведенные выше способы образования организаций.

В Гражданском кодексе закреплены положения о том, что коммерческая деятельность должна осуществляться лицами, которые прошли регистрацию в установленном порядке.

Это значит, что для получения официального статуса организации необходимо провести определенную процедуру оформления. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация, закрепляются в ФЗ № 129 от 8 авг. 2001 года.

Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)

В процессе образования организации выделено несколько этапов:

  • Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.
  • Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.
  • Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.
  • Четвертая стадия. Она предполагает разработку наименования организации.
  • Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.
  • Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.
  • На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.

Далее рассмотрим установленный законом порядок создания юридического лица, кратко описав основные стадии.

Определение состава

В законодательстве установлены разные требования по числу и статусу учредителей организации. Например, в хозяйственном обществе может быть всего один участник, а в товариществе – как минимум 2. В производственном же кооперативе — не меньше пяти.

При этом следует учесть, что в качестве учредителя хозяйственного общества не может выступать другое аналогичное объединение, которое состоит из одного лица.

Полными участниками в товариществе могут быть коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели. В качестве участников хозяйственного общества и вкладчиков в товариществах на вере могут выступать граждане и иные юридические лица.

В ЗАО количество акционеров ограничено. Оно не должно быть больше 50. При этом для ОАО таких ограничений нет.

Особенности собрания

Порядок создания юридического лица 2017 года устанавливает, что, если в образовании предприятия участвует два и более субъекта, то решение ими должно быть принято единогласно.

При этом на собрании при рассмотрении данного вопроса должен вестись соответствующий протокол.

В нем должны быть зафиксированы итоги ания по каждому пункту, касающемуся образования организации.

Организационно-правовая форма

Порядок создания юридического лица предусматривает самостоятельный выбор формы, в которой будет осуществляться коммерческая деятельность. Однако в законе есть ряд ограничений.

В частности, кредитная организация может образовываться в соответствии с любой формой собственности как хозяйственное объединение, аудиторская же фирма, например, не может создаваться как ОАО.

На выбор могут повлиять следующие факторы:

  • Статус и численность учредителей.
  • Профиль деятельности формируемого предприятия.
  • Источник капитала. В качестве них, к примеру, могут выступать имущественные доли участников. Организация может также формироваться и за счет вкладов из-за рубежа. В этом случае действует соответствующий порядок создания юридического лица с иностранными инвестициями.
  • Выбор структуры отношений и между участниками, и между управленческим аппаратом.
  • Возможность контролировать другие предприятия. Ее, в частности, предусматривает порядок создания филиала юридического лица, дочернего предприятия и так далее.
  • Мера трудового и другого личного участия в деятельности образуемой организации. К примеру, в производственном кооперативе предусматривается совместная производственная и прочая деятельность членов.

Порядок создания юридического лица: учредительные документы

Одной из первых бумаг при формировании организации считается договор. Его могут заключить участники обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью, а также хозяйственных товариществ. Договор может быть составлен в письменной (обычной) форме.

В нем указывается дата и место заключения, а также период, в течение которого он будет действовать. Этим договором учредители закрепляют свое намерение образовать юридическое лицо.

В соглашении они также устанавливают условия передачи предприятию своего имущества, меру участия в его деятельности.

Кроме того, в нем определяется порядок создания юридического лица, который они будут использовать. В хозяйственных товариществах договор выступает в качестве единственной правоустанавливающей бумаги.

В связи с этим в данном случае в нем также указываются данные о составе и размере складочного капитала, величине и порядке изменения доли для каждого участника. В условиях устанавливается и ответственность по обязанностям. Вторым важнейшим документом юридического лица выступает Устав.

Он устанавливает правовой статус предприятия. Устав предназначен для информирования контрагентов и прочих лиц, которые вступают в отношения с организацией, о ее структуре, сфере деятельности и полномочиях руководящего состава.

В данном документе также определяются местонахождение, наименование, форма собственности, размер капитала, ответственность участников и прочие важные моменты.

Название организации

Порядок создания юридического лица предусматривает разработку его наименования. Основные требования содержатся в ст. 54 ГК.

Согласно ей у юридического лица должно быть название, в котором должно содержаться указание на его форму собственности.

В наименовании некоммерческих и унитарных предприятий, а также иных случаях, предусмотренных в законодательстве, должны присутствовать сведения о характере деятельности организации.

Фирменное название приравнивается к объекту интеллектуальной собственности. Кроме приведенных выше сведений, в названии может присутствовать имя либо фамилия, характеристика предмета деятельности. Наименование может быть также и произвольным.

Правила включения в название организации слов «Российская Федерация», «Россия» и их производных

Эти элементы могут применяться в наименованиях коммерческих предприятий, согласно актам правительства страны.

Эти постановления принимаются по итогам рассмотрения заявлений и прочих обращений заинтересованных лиц особой межведомственной комиссией.

При этом уполномоченный орган должен учитывать:

  • Масштаб, значимость, сфер и характер деятельности предприятия в интересах государства и общества.
  • Место организации на рынках либо в соответствующем секторе.
  • Выпуск присущих только России, уникальных услуг или товаров.
  • Наличие оригинального сокращенного и полного наименований предприятия, которые позволили бы отличить его от прочих названий, а также соответствие их нормам русского языка.
  • Представление интересов страны на международном рынке в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.

Определение местонахождения предприятия

Порядок создания юридического лица предусматривает государственную регистрацию. Место, где она осуществляется, будет являться и местом нахождения предприятия. Согласно ст. 52, эти сведения должны быть указаны в учредительной документации.

Источник: https://rubizinvest.com/razreshitelnyy-poryadok-sozdaniya-yuridicheskogo-litsa/

Способы и порядок образования коммерческих юридических лиц в Республике Таджикистан

Способы образования юридического лица нормативно явочный

Барсан И. В. Способы и порядок образования коммерческих юридических лиц в Республике Таджикистан // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 224-226. — URL https://moluch.ru/archive/241/55731/ (дата обращения: 08.10.2019).



В статье проанализирован способ образования юридических лиц, независимо от государственных органов Республики Таджикистан, наука гражданское право выделяет способы образования юридических лиц. Рассмотрены стадии и порядок, а также учредительные документы юридических лиц.

Ключевые слова: юридическое лицо, Таджикистан, уставной капитал, регистрирующий орган, лицо, способ образования

Проблемы образования юридических лиц в Республики Таджикистан и индивидуальных предпринимателей на данный момент плохо освещены в научной литературе и на страницах периодических изданий.

В Гражданском Кодексе Республики Таджикистан (РТ), упорядочены организационно-правовой формы коммерческой деятельности. Все коммерческие структуры страны работают на основании Гражданского Кодекса. Целью работы является исследование нормативно-правовые документы, регулирующие порядок и способ образования юридических лиц.

В данной статье использовались методы исследования: изучение нормативно-правовой базы, аналитический, обобщения.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Таджикистан статьи 50, коммерческими юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основанной цели своей деятельности [1]. Государственный орган, акционерное общество, банк или дехканское фермерское хозяйство с уставным капиталом от этого, будет зависеть какой способ нужно использовать при создании юридического лица.

В науке гражданского права, по мнению И. В. Елисеев в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права выделяются три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный [6, с.117].

Н. В. Козлова считает способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права она различает: концессионную (разрешительную) и явочную (регистрационную) системы создания юридических лиц, а также явочный, регистрационный разрешительный и распорядительный порядки их создания [5].

В целом в законодательстве Республики Таджикистан формируется общепринятые мнения о способах образования:

1. Распорядительный способ — организация создаётся на основе распоряжения учредителя; государственного органа (Правительства и его органов на местах), которые выступают собственниками имущества.

Государственный орган издаёт правовой акт, в котором излагает своё волеизъявление о создании унитарного государственного предприятия (постановление, распоряжение), которое является основанием для его учреждения;

Учредительными документами являются этот распорядительный документ и Устав ст125, п.3 [1] предприятия;

2. Разрешительный способна создание организации получено разрешение соответствующего компетентного органа; способзаконодательство Республики Таджикистан не разрешает отказа в регистрации ст. 51, п.1 [1] по причинам нецелесообразности, однако для создания некоторых коммерческих организаций устанавливает разрешительный порядок создания.

Согласно ст.11 п.1 ч.

7 Закона Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для регистрации средств массовой информации необходимо заключение соответствующего органа, которым является Комитет по телевидению и радиовещанию при Правительстве Республики Таджикистан [3]. Такое заключение должно быть представлено именно на стадии регистрации таких организаций, в противном случае, регистрирующий орган откажется их регистрировать.

При создании холдингов, для регистрации необходимо представить в регистрирующий орган заключение государственного антимонопольного органа в случаях, предусмотренных частью первой статьи 15 Закона Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [2].

3. Явочно-нормативныйпорядок — для создания юридического лица не требуется согласия третьих лиц, включая государственные органы. Регистрирующий орган при регистрации только проводит проверку учредительных документов на соответствие закону и соблюдения порядка создания. После проверки документов проводится регистрация юридического лица.

В таком порядке создаётся основная масса юридических лиц, которые являются основной формой ведения бизнеса.

Стадии образования юридического лица происходит в следующем порядке:

‒ инициатива создания юридического лица;

‒ подготовка учредительных документов;

‒ предварительное согласование наименования создаваемого юридического лица с регистрирующим органом;

‒ государственная регистрация;

‒ формирование уставного (складочного) капитала.

Инициатива о создании юридического лица должна исходить от его учредителей — будущих членов организации.

При проявлении инициативы лица (физические или юридические) иногда составляют предварительный протокол о намерениях, в котором оговаривают план по созданию коммерческой организации.

Для государственных организаций инициативой является издание юридического акта о создании унитарного предприятия.

Подготовка учредительных документов. Согласно ст. 53 ГК РТ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора [1]. На основании учредительного договора составляется устав организации.

В уставе уже чётко определяется организационно-правовая форма и учредители юридического лица, его наименование, местонахождение, цели и виды деятельности, размер уставного капитала, размер доли каждого его участника, порядок управления организацией.

Устав является основным документом, в котором указан порядок и размеры внесения уставного капитала каждым участником.

Способы и сроки созыва и проведения общего собрания участников (если их несколько), какие вопросы решаются исключительно на общем собрании, а какие могут рассматриваться другими органами управления, порядок и способы ания участников собрания, возможность проведения заочного ания по поставленным на собрании вопросам, кворум и количество , необходимых для принятия решения по категории вопросов. В нем также определено, какие органы управления и исполнительные органы существуют в организации, кем и каким способом они создаются. Также важным вопросом, который регулируется уставом, является порядок передачи доли участника организации другим лицам. Одним из важнейших вопросов, отражённых в уставе является компетенция исполнительного органа. Здесь определено, какой вопрос вправе решать и принимать по нему решение исполнительный орган, то есть, установлены границы его компетенции. Как правило, многие не уделяют должного внимания этому документу и многие вопросы, которые входят в компетенцию органов управления, решают исполнительные органы.

Если юридическое лицо учреждено одним лицом, его учредительным документом является только устав.

Согласование наименования создаваемого юридического лица с регистрирующим органом, для того чтобы исключить дублирование наименования другого лица.

Согласно ст.18 Закона Республики Таджикистан «О государственном языке Республики Таджикистан» присвоение наименований органам государственной власти, министерствам и ведомствам, а также другим организациям, независимо от организационно-правовых форм, осуществляется на государственном языке [4].

Если наименование организации не соответствует этим требованиям, государственный регистрирующий орган отказывает [3] в регистрации юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица происходит путём внесения этого лица в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается выдачей свидетельства о регистрации и выпиской из единого государственного реестра [3].

Согласно законодательству Республики Таджикистан, при регистрации лица не нужно представлять документ, подтверждающий формирование уставного капитала [3].

Законодатель даёт срок один год, в течение которого организация обязана сформировать уставный капитал.

В случае если документы об оплате уставного капитала не будут представлены, регистрирующий орган обязывает уменьшить размер уставного капитала либо обращается в суд с иском о ликвидации организации.

Таким образом, в работе раскрыты основы гражданского права Таджикского законодательства.

Проанализировав порядок образования юридических лиц необходимо отметить, что в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Правовые знания становятся необходимостью для развития в Республики Таджикистан, для того чтобы грамотно формулировать и защищать свои законные интересы представителям бизнеса.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая) от 30 июня 1999 года (ред. от 2 января 2018 года, № 1474). «Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
  2. Закон Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Источник: https://moluch.ru/archive/241/55731/

Способы создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный

Способы образования юридического лица нормативно явочный

Фактически юридическое лицо — некое предприятие, использующее в организации деятельности свою собственность.

На него возложена ответственность по всем своим обязательствам, способно приобретать и осуществлять личные неимущественные, материальные и другие права, является истцом и ответчиком при судебных разбирательствах. У юр.лица обязательно имеется самостоятельный баланс, допустимо наличие сметы.

Данная статья призвана рассказать вам про разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный порядки (способы) создания юридических лиц, про понятия, процедуру, решения, протоколы о таком образовании, порядке прекращения деятельности и подобных нюансах.

Общие сведения

Есть несколько способов образования юридических лиц — разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный. Способ образования предприятия в большей степени зависит от статуса заявителя.

Государственная структура, дочерняя организация, банк или страховое учреждение, коммерческое предприятие с крупным или небольшим уставным капиталом — от этого будет зависеть, какой способ нужно использовать при создании юридического лица. И независимо от порядка создания (возникновения) юридического лица, его необходимо зарегистрировать в государственных органах.

Об изменениях порядка регистрации юридических лиц и ИП расскажет видео ниже:

Распорядительный порядок создания юридических лиц

Итак, распорядительный способ (порядок) образования (создания) юридического лица. Данным способом создаются госучреждения, муниципальные унитарные компании, их дочерние предприятия.

При распорядительном порядке инициатором образования юр.лица выступают компетентные органы-учредители. Они выступают как собственники имущества, закрепленного за юридическим лицом.

Также это может быть орган, уполномоченным распоряжаться данным имуществом.

Обязательно необходимо согласие соответствующих органов на его создание: государственных или муниципальных. К примеру, чтобы создать учреждение в системе МВД России будет использован распорядительный порядок.

Далее будет рассмотрен разрешительный порядок-способ создания юридического лица и его правовое регулирование.

Разрешительный порядок

Разрешительный порядок образования ЮЛ подразумевает непосредственное распоряжение учреждения местного самоуправления или другого госоргана. Для начала члены юр.

лица принимают решение о его создании, а только после просят разрешения на подобное предприятие от компетентных служб.

Установление такого порядка необходимо для проверки законности и целесообразности создания данного рода предприятий.

Разрешительным способом образуются юр.лица для банков или страховых предприятий, жилищно-строительные кооперативы или организации с иностранным капиталовложением. Здесь потребуется разрешение ЦБ России или РосСтрахНадзора.

Таким же образом создаются союзы или же ассоциации коммерческих юр.лиц — при их организации нужно заручиться согласием антимонопольного органа.

Для создания тех коммерческих ЮЛ, чей объем вложений учредителей превышает 100 000 МРОТ, также необходимо разрешение федеральной антимонопольной службы.

Про особенности и документы создания юридического лица нормативно-явочным способом мы расскажем вам далее.

Явочно-нормативный порядок

Под явочно-нормативным порядком подразумевается создание юр.лиц таким образом, как прописано в нормативных актах. Инициатива создания ЮЛ должна исходить от планируемых членов организации. В отличие от разрешительного пути организации ЮЛ, при таком способе необходимо сначала получить общее разрешение на создание предприятия до проявления такой инициативы.

Юр.лицо образуется на основании договора о создании юридического лица между учредителями, подписанного гражданами или предприятиями. Это могут быть хоз.товарищества, концерны и ассоциации, создаваемые ЮЛ.

При формировании нового ЮЛ любым из способов требуется соблюсти строго заданный порядок. Обязательно необходим акт, подходящий характеру создаваемого юр.лица: распоряжение, договор, разрешение. Ко всему надо разработать учредительные документы.

ЮЛ может действовать посредством использования устава или договора учредителей. Для юридического лица допустимо применение в своей деятельности оба этих документа. Те юр.

лица, что не относятся к коммерческим, могут действовать на основе положения об организации для используемого вида деятельности.

Ознакомьтесь со списком документов для регистрации в налоговых органах, установлен в статье 12 ФЗ:

  • Заявление о регистрации юридического лица при создании по форме
  • Решение о создании ЮЛ
  • Учредительные документы
  • Квитанция об уплате госпошлины
  • Выписка из реестра иностранных ЮЛ из страны происхождения.

Для организации юридических лиц применяются три основных пути создания. Каждый из них имеет свои особенности, они должны быть учтены при выборе способа создания.

О регистрации юридических лиц расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/registratsiya/inye-subekty/sposoby-sozdaniya-yurlits.html

Личное жилье
Добавить комментарий