Подлежит ли лицензированию экспертная деятельность

Лицензирование экспертной деятельности и компетенция экспертов

Подлежит ли лицензированию экспертная деятельность

Существует ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в Российской Федерации. До сих пор не все знают, нужна ли лицензия на экспертную деятельность. Именно этому вопросу будет посвящена данная статья, но сначала, давайте разберемся, кто же такой эксперт и какие у него есть функции.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Что подразумевается под экспертной деятельностью

Слово эксперт образовано от латинского слова — expertus — открытый. Это специалист, выдающий заключение или суждение по тому вопросу, в котором он имеет более высокие знания, опыт и квалификацию, чем прочие граждане, занимающиеся им.

Часто экспертов привлекают для оценки состояния объекта, для принятия объективных и взвешенных решений. Сфера деятельности данных специалистов: судебная практика, управление компаниями, оценка архитектурных объектов, повторные проверки тех объектов, на которые подаются патенты и т.д.

О том, что такое трасологическая экспертиза, можно прочесть здесь.

Существуют также эксперты, которые специализируются в таких областях, как технические или хозяйственные.

Экспертиза — это действие, направленное на тот или иной материальный объект с целью установления его соответствия тем или иным критериям.

Эксперты в юридической области наделяются особыми правами и обязанностями и приглашаются для проведения решений в процессе экспертизы. Среди первых: возможность узнать все детали дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т.д.

К обязанностям можно отнести обоснованный вывод по заданному вопросу, так как за предоставление ложных данных он несет уголовную ответственность.

Эксперты обладают не только правами, но и обязанностями при осуществлении своей деятельности.

В ФЗ №73 можно найти дополнительные сведения о гос. судебно-экспертной деятельности в РФ:

  • если в процессе судебного разбирательства возник вопрос, требующий рассмотрения специалистом с соответствующим образованием, то привлекается несколько или один эксперт, или целое учреждение;
  • и истец, и ответчик вправе представлять некоторые вопросы для проведения экспертизы, но только суд определяет, какие из них действительно должны ей подвергнуться. Стороны могут ознакомиться с заключением специалиста, оспаривать его решения или задавать вопросы по нему;
  • при отсутствии всех необходимых материалов для экспертизы суд может признать факт ее осуществления необходимым или ненужным.

Нормативные законы и компетенция эксперта

Если говорить о негосударственных компаниях, которые занимаются экспертной деятельностью, то она регулируется:

  • Законом РФ от 7 февраля 1992 года “О Защите прав потребителей”;
  • Конституцией РФ;
  • КоАП РФ и т.д.

Сейчас не существует какого-то единого перечня требований к негосударственным экспертам, именно в нормативно-правовых актах. Поэтому он условен и субъективен:

  • необходимы свидетельства о гос.регистрации юр.лица и о постановке на налоговый учет;
  • в уставе должен значится в качестве вида деятельности производство экспертиз;
  • у экспертов, которые работают в данной организации, должны быть оформлены с ней трудовые отношения, согласно законодательству РФ;
  • таким же образом должно быть выполнено оформление отношений между заказчиком и экспертной организацией;
  • у такого специалиста должен быть диплом о законченном высшем образовании в той области, в которой он и специализируется;
  • наличие опыта работы в конкретной области и прохождение повышения уровня квалификации.

Последние два пункта — особенно важны. От них напрямую зависит качество проводимого исследования, поэтому компании, которые нанимают таких специалистов, как правило, устанавливают очень жесткие рамки отбора.

Для того, чтобы стать экспертом в РФ, нужно получить соответствующее образование и приобрести непосредственный опыт работы.

Для судебных экспертов установлены другие правила.

Их статус уже больше зависит от уровня их компетенции, то есть полномочий и знаний, которые просто необходимы в данной области. Они перечислены в ст.55 АПК РФ, ст.25.9 КоАП РФ, ст.57 УПК РФ.

Это носится к специалистам, которые осуществляют подобную деятельность в гос.органах и организациях прочего порядка.

По Постановлению Пленума ВАС РФ №66 существуют требования к экспертам в арбитражном процессе:

  • они должны обладать специальными знаниями и быть в составе штата гос. судебно-экспертной организации;
  • специалисты могут быть и из негосударственных учреждений или просто обладающими нужными сведениями. При этом оспаривать их заключения только на том основании, что они работают не в гос.органе, не является правомерным действием.

Все остальные законодательные акты содержат одну формулировку, применимую к судебным экспертам, — наличие специальных знаний.

Что касается их высшего образования, то гос.стандартами были введены новые специальности экспертов, которые могут работать в тех или иных сферах. Время обучения должно составлять 5 лет. Неоконченное высшее образование будет серьезным препоном при устройстве на работу в качестве такого специалиста.

Нужно ли лицензировать экспертную деятельность

В ФЗ №99 от 4 мая 2011 года приведен список тех видов деятельности, которые требуют обязательной процедуры лицензирования. Это те типы, которые каким-либо образом могут угрожать здоровью и правам гражданам РФ, обеспечению безопасности страны или целостности ее государственного строя, а также экологической обстановке внутри страны.

Лицензированию подлежит только та экспертная деятельность, которая осуществляется в определенных законом сферах.

Так как судебно-экспертная деятельность либо какая-либо другая в этой области не отвечает подобным критериям, то она не включена в перечень, который представлен в этом ФЗ.

Однако, есть некоторые виды деятельности, при проведении экспертиз внутри которых, экспертам лицензия понадобится:

  • геодезические и картографические работы на федеральном уровне, которые обладают очень важным значением для всей страны в целом;
  • любая деятельность, связанная с медициной;
  • деятельность, направленная на сохранение объектов культурного наследия;
  • в области промышленной собственности.

Таким образом, лицензия на проведение экспертизы должна выдаваться только на определенные виды деятельности, в которых непосредственно необходимо осуществление подобной процедуры.

Образец заявления на предоставление лицензии есть в этой статье.

Здесь возникает другой вопрос: “Требуется ли тогда наличие сертификата для подобной деятельности?” Снова обратимся за ответом к нормативно-правовым актам РФ.

По законам РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг”, а также Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года наличие такого документа вовсе не является обязательным условием для осуществления экспертной деятельности на территории РФ.

Заключение

Экспертная деятельность в РФ регулируется разными, но многочисленными законодательными актами. Все они подчеркивают необходимость наличия у специалистов данной области определенных знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения в ВУЗах и при непосредственной работе.

Лицензирование экспертной деятельности, а также ее сертификация, не являются необходимыми процедурами кроме тех случаев, которые закреплены Федеральным законом №99.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/na-ekspertnuu-deyatelnost.html

Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований к судебно-экспертной деятельности

Подлежит ли лицензированию экспертная деятельность
Ссылки из документа Ссылки на документ

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 04.06.2010 № 511 (порядок введения в действие см. п. 3).

      В соответствии с законами Республики Казахстан от 11 января 2007 года «О лицензировании», от 12 ноября 1997 года «О судебной экспертизе» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые:
      1) Правила лицензирования судебно-экспертной деятельности;
      2) квалификационные требования, предъявляемые к судебно-экспертной деятельности.

      2. Утратил силу постановлением Правительства РК от 04.06.2010 № 514.

      3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 9 августа 2007 года.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены           постановлением Правительства Республики Казахстан    

от 18 июня 2007 года N 504

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 11 января 2007 года » О лицензировании » (далее — Закон), от 12 ноября 1997 года «О судебной экспертизе» и определяют порядок выдачи лицензий на осуществление судебно-экспертной деятельности.

      2. Лицензирование судебно-экспертной деятельности осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан (далее — лицензиар) с целью государственного регулирования данного вида деятельности.

      3. Лицензия выдается на определенный вид судебно-экспертного исследования в соответствии с перечнем экспертных специальностей, утвержденным лицензиаром.

      4. Учет и хранение бланков лицензионных документов, копий выданных лицензий и их регистрация осуществляются лицензиаром.

      5. Лица, получившие лицензию на право осуществления судебно-экспертной деятельности, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов.

2. Порядок выдачи лицензии

      6. Лицензия на осуществление судебно-экспертной деятельности выдается физическому лицу, отвечающему квалификационным требованиям.

      7. Лицензиат перед получением лицензии обязан сдать квалификационные экзамены.

      8. Порядок сдачи квалификационного экзамена, а также порядок прохождения аттестации экспертов определяется Положением, утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан .

      9. Выдача лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности осуществляется на основании решения комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      10. В состав комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности включаются представители лицензиара и органов судебной экспертизы Республики Казахстан.

      11. Порядок работы комиссии регулируется Положением о работе комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности, утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан.

      12. Для получения лицензии заявитель представляет следующие документы:       1) заявление;       2) копию документа, удостоверяющего личность — для физического лица;       3) нотариально заверенную копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;       4) документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия данным видом деятельности;

      5) сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями.

      13. Лицензиар в десятидневный срок выдает лицензию, либо дает мотивированный ответ в письменном виде о причинах отказа в выдаче лицензии.

      14.

В выдаче лицензии отказывается в случаях, если:
      1) занятие видом деятельности запрещено законами Республики Казахстан для данной категории субъектов ;       2) не представлены все документы, требуемые в соответствии с Законом. При устранении заявителем указанных препятствий заявление рассматривается на общих основаниях;       3) не внесен лицензионный сбор;       4) заявитель не соответствует квалификационным требованиям;

      5) в отношении заявителя имеется вступивший в законную силу приговор суда, запрещающий ему заниматься отдельным видом деятельности.

      15. Лицензия прекращает свое действие в случаях:       1) лишения лицензии;       2) прекращения деятельности физического лица;       3) добровольного возврата лицензии к лицензиару;       4) исключения данного вида деятельности из перечня лицензируемых;

      5) иных случаях, предусмотренных законодательством.

      16. При прекращении действия лицензии лицензиат обязан в течение десяти рабочих дней вернуть лицензию лицензиару.

      17. Приостановление действия, лишение лицензии осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях .

Утверждены           постановлением Правительства Республики Казахстан    

от 18 июня 2007 года N 504

Квалификационные требования, предъявляемые
к судебно-экспертной деятельности

      Квалификационными требованиями к физическим лицам, обратившимся за выдачей лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью, является наличие:       1) высшего образования;       2) стажа экспертной работы не менее пяти лет;       3) квалификационного свидетельства, подтверждающего сдачу квалификационных экзаменов по следующим дисциплинам: основные положения уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях; криминалистике; правовые, научные, организационные и методические основы судебной экспертизы; научно-методические основы конкретного вида экспертизы; основы информатизации судебно-экспертной деятельности;

      4) специального оборудования, предусмотренного Стандартами и требованиями к специально оснащенным помещениям, в которых осуществляется производство судебной экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2001 года N 1414 «Некоторые вопросы судебной экспертизы».

Источник: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/hozyaystvennaya_deyatelnost/id-P070000504_/

О лицензировании

Подлежит ли лицензированию экспертная деятельность

Вопрос о лицензировании судебных экспертов и судебно-экспертных организаций, это, пожалуй, самый частый вопрос, который поступает в адрес любого экспертного учреждения страны, вне зависимости от его правового статуса.

В настоящей статье я постараюсь в очередной раз ответить на него и больше не возвращаться к вопросу лицензий и лицензированию.

Итак, в Российской Федерации экспертные учреждения любой организационно-правовой формы не подлежат какому-либо единому или если так можно выразиться генеральному лицензированию, которое, к примеру, присутствует в банковской сфере.

Вы не сможете найти ни в одном офисе, ни одной экспертной компании, ни чего похожего на генеральную лицензию с правом ведения судебно-экспертной деятельности.

Вместо этого Вам могут представить различные сертификаты, дипломы и прочие фантики, которые не имеют ни какого отношения к лицензированию, однако о сертификатах мы говорили в других статьях нашего сайта и возвращаться к этому вопросы мы больше не будем.

Итак, продолжим.

Несмотря на отсутствие в российском законодательстве системы некого «генерального» лицензирования судебно-экспертной деятельности, нам следует обязательно упомянуть один очень важный Федеральный Закон, который все-таки предусматриваем необходимость лицензирования тех или иных видов деятельности. Данный закон так и называется — Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все эти виды деятельности подробно изложены в статье № 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии».

Если ознакомиться с перечнем, то Вы, конечно же, не сможете обнаружить в нем ни малейшего намека на необходимость лицензирования судебно-экспертной деятельности, однако прямое упоминание экспертной деятельности еще не означает, что буквально все области судебной экспертизы освобождены от бремени лицензирования.

Все дело в том, что в том широком списке экспертных услуг присутствует три направления, которые являются не просто и не только экспертными, но и одновременно относятся к областям, требующим обязательного лицензирования.

Мы знаем только три подобные области, это медицинская деятельность, деятельность связанная с оборотом наркотических и прочих запрещенных к открытому обороту препаратов, а также область связанная с исследованием и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов.

Остановимся на этих отраслях более подробно.

Согласно Положению «О лицензировании медицинской деятельности» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30 буквально все виды медицинских и смежных с медициной экспертиз и исследований подлежат обязательному государственному лицензированию:

Судебно-медицинская экспертиза.

Судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов:

  • биохимическая
  • генетическая
  • медико-криминалистическая
  • спектрографическая
  • судебно-биологическая
  • судебно-гистологическая
  • судебно-химическая
  • судебно-цитологическая
  • химико-токсикологическая

Судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа.

Судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.

Судебно-психиатрическая экспертиза:

  • Однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
  • Комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
  • Однородной стационарной судебно-психиатрическая экспертиза
  • Комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая)

Вторая область, которая также как и медицина имеет повышенную степень опасности и которая также подлежит обязательному лицензированию является деятельность по проведению экспертиз и исследований наркотических, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ.

Данная сфера деятельности связана с оборотом запрещенных веществ, а значит для легального ведения данного вида деятельности у любого экспертного учреждения, рискнувшего вести данный вид деятельности также должна быть официальная лицензия на осуществление данного вида деятельности.

Обращаю внимание, что в обоих случаях, лицензирующим органом будет являться Федеральная службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ.

Третьим и завершающим блоком экспертиз, выполнение которого требует наличия у экспертного учреждения отдельной лицензии — является деятельность по выполнению баллистических экспертиз, а также экспертиз боеприпасов.

В самом начале настоящей статьи я просил Вас внимательно ознакомиться с ФЗ «О лицензировании», в т.ч. со ст.12 названного закона, где присутствуют сразу три пункта, которые требуют лицензирования услуг, так или иначе связанной с испытанием оружия.

Я специально заостряю Ваше внимание на фразе «испытание», т.к. именно эту словоформу можно отнести к нашей традиционной лабораторной деятельности любого экспертного учреждения.

Итак, я привожу ссылку на закон:

разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.

Дабы закрыть возможные вопросы я сообщаю, что проведение экспертизы холодного и метательного оружия не подлежит лицензированию, т.к. оно не относятся ни к одному из трех вышеперечисленных пунктов ФЗ «О лицензировании».

В завершение статьи мне хотелось лишь упомянуть, вышеупомянутые виды экспертных действий не являются закрытым перечнем.

Сообщаю, что при проведении строительно-технических экспертиз по объектам военного значения у Вашего экспертного учреждения, должна иметься лицензия ФСБ РФ на осуществление работы связанных и использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В силу того, что эти работы являются крайне редкими и мало востребованными, мы позволили себе лишь кратко упомянуть о необходимости лицензирования данных видов экспертных исследований.

Очень часто заказчики экспертных услуг не видят разницы между терминами «лицензирование» и «сертификация», именно для этого мы подготовили уникальную статью, которая дает развернутые ответы по теме сертификации судебных экспертов в России.

Источник: http://xn--q1af2a.xn--p1ai/licenziya-experta/

Судебно-экспертная деятельность

Подлежит ли лицензированию экспертная деятельность

Судебно-экспертная деятельность – возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по делам, рассматриваемым в суде, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности.

Право на получение лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности имеют:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

Не имеют права на получение лицензии:

  1. Юридическое лицо, если:
    • руководитель или работник юридического лица, имеющий свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта, в установленном порядке признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • руководитель или работник юридического лица, имеющий свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта, ранее совершил умышленное преступление и судимость не снята и не погашена;
    • руководитель или работник юридического лица, имеющий свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта, в течение 3 лет до дня обращения за получением лицензии был уволен из правоохранительных, судебных и других государственных органов за виновные действия;
    • в отношении руководителя юридического лица в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение об аннулировании свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта.
  2. Индивидуальный предприниматель, если:
    • он в установленном порядке признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • он совершил умышленное преступление и судимость не снята и не погашена;
    • он в течение 3 лет до дня обращения за получением лицензии был уволен из правоохранительных, судебных и других государственных органов за виновные действия;
    • в отношении его в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение об аннулировании лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам (подвидам) судебных экспертиз, соответствующих требованиям, определяемым Государственным комитетом судебных экспертиз, а также наличие:

  • для юридического лица – по каждому заявленному виду (подвиду) судебной экспертизы не менее 2 штатных работников, имеющих свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта по соответствующему виду (подвиду) судебной экспертизы, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;
  • для индивидуального предпринимателя – наличиегражданства Республики Беларусь, свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, стажа экспертной работы (выслуги) в организациях, осуществляющих в установленном порядке судебно-экспертную деятельность, не менее 3 лет.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

  • соблюдение лицензионных требований и условий, указанных в пункте 422-9 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.
  • соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами в отношении порядка и условий производства судебных экспертиз по видам (подвидам) судебных экспертиз, указанным в лицензии;
  • наличие журнала регистрации экспертиз, документа, устанавливающего тарифы на оказываемые услуги, определяемые согласно законодательству, а также договоров на оказание этих услуг и (или) других документов, подтверждающих факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством, при отсутствии постановления (определения) суда, органа дознания, следователя, прокурора, органа, ведущего административный процесс, о назначении судебной экспертизы;
  • осуществление лицензируемой деятельности только работниками, имеющими свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта;
  • соблюдение Правил профессиональной этики лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность, утвержденных Государственным комитетом судебных экспертиз;
  • представление в Государственный комитет судебных экспертиз в установленном им порядке:
    1. отчета об оказанных услугах, составляющих лицензируемую деятельность, по форме, утверждаемой Государственным комитетом судебных экспертиз, — ежегодно до 25 января года, следующего за отчетным;
    2. сведений о приеме на работу (увольнении с работы) лиц, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, — в течение 5 рабочих дней со дня приема на работу (увольнения с работы) соответствующего лица.

Особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности исключительно по видам (подвидам) судебных экспертиз, указанным в лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет

  1. Заявление о выдаче лицензии с указанием:

    • для юридического лица Республики Беларусь – наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности (далее – обособленные подразделения), работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;
    • для индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, — фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), данных паспорта гражданина Республики Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт, регистрация по месту жительства);
    • даты государственной регистрации и регистрационного номера соискателя лицензии — юридического лица, индивидуального предпринимателя, в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования регистрирующего органа;
    • почтового адреса, номера контактного телефона, адреса электронной почты (при его наличии) соискателя лицензии;
    • лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;
    • наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии).

    В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны.

  2. Документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
  3. Анкету соискателя лицензии по форме, утверждаемой Государственным комитетом судебных экспертиз;
  4. Копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам (подвидам) судебных экспертиз, соответствующих требованиям, определяемым Государственным комитетом судебных экспертиз, а также:
    • для юридических лиц – копию штатного расписания, копии трудовых книжек (их дубликатов) штатных работников, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, содержащие сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта до дня подачи документов для получения лицензии, заверенные руководителем юридического лица;
    • для индивидуальных предпринимателей – копию трудовой книжки (ее дубликата), содержащую сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта до дня подачи документов для получения лицензии, заверенную индивидуальным предпринимателем (с предъявлением ее оригинала).

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

  • осуществление лицензируемой деятельности по виду (подвиду) судебной экспертизы, не указанному в лицензии;
  • осуществление работником лицензиата судебно-экспертной деятельности по виду (подвиду) судебной экспертизы, не указанному в выданном такому работнику свидетельстве о присвоении квалификации судебного эксперта;
  • передача права на осуществление лицензируемой деятельности другому юридическому или физическому лицу;
  • осуществление лицензируемой деятельности без наличия договора на проведение экспертизы и (или) других документов, подтверждающих факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством, при отсутствии постановления (определения) суда, органа дознания, следователя, прокурора, органа, ведущего административный процесс, о назначении судебной экспертизы;
  • непредставление в Государственный комитет судебных экспертиз сведений, указанных в абзаце девятом пункта 422-10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.

Источник: http://sudexpert.gov.by/ru/lic.html

СЕРТИФИКАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТОВ – КАК ОСУЩЕСТВИТЬ?

Подлежит ли лицензированию экспертная деятельность

Сертификация и лицензирование необходимы для привлечения внимания к особым видам деятельности, товарам и услугам. В складывающейся рыночной системе это весьма актуально, в частности, контроль предпринимательской деятельности. В данном случае государство старается обезопасить себя и граждан, разрабатывая соответствующие законы и нормативно-правовые акты.

И сертификация и лицензирование в первую очередь применимы к тем видам деятельности, которые имеют отношение к обеспечению здоровья человека, его безопасности и окружающей природной среде. Виды деятельности, касающиеся интересов государства, например, разработка месторождений полезных ископаемых, также могут подлежать сертификации и лицензированию.

Подлежит ли лицензированию экспертная деятельность?

Лицензируемые виды деятельности в Российской Федерации обозначены в статье 17 ФЗ-128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001. Так же в законе, п. 2 ст. 1, прописаны виды деятельности, не подлежащие лицензированию. Проанализировав ст. 17 можно сделать вывод, что экспертная деятельность не включена в список лицензируемых видов деятельности.

Что касается искусства, то, пожалуй, единственным видом деятельности, подлежащим лицензированию, согласно ст. 17 закона о лицензировании является «деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)».

В ст. 18 п. 5.1 этого же закона сказано, что и оценочная деятельность не подлежит лицензированию с 1 июля 2006 года. Однако оценщики, в том числе и в деле искусства, руководствуются требованиями законодательства РФ «Об оценочной деятельности».

Что касается оценки произведений искусства, то это специфический вид деятельности, который опирается на искусствоведческую и историческую научно-исследовательскую роботу. По мнению ряда специалистов сферы искусства именно искусствовед, опираясь на технологическую экспертизу, может дать окончательный ответ на вопрос, какому художнику принадлежит та или иная картина.

Что касается сертификации, то она может быть как добровольной, так и обязательной. Если говорить об экспертной деятельности произведений живописи, то она является добровольной.

Специального закона о сертификации в России нет, но есть нормативно-правовые акты РФ о сертификации работ и услуг. В данных документах ничего не сказано об обязательной сертификации экспертов и экспертных организаций.

Но есть документы, в которых перечислены товары и услуги, подлежащие обязательной сертификации.

Однако в приоритете эксперты и экспертные организации, которые включены в систему добровольной сертификации. К ним больше доверия со стороны заказчиков. Наличие свидетельств и сертификатов, включая международных, на экспертном рынке даёт больше привилегий эксперту, нежели их отсутствие.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что на январь месяц 2018 года законодательством РФ не установлены обязательная сертификация и лицензирование экспертной деятельности в принципе и в частности в сфере искусства.

Как стать экспертом в сфере искусства?

Что касается определения Эксперт, то это человек, обладающий специальными знаниями и навыками в конкретной сфере деятельности. Зачастую на рынке эксперт это посредник между продавцом и покупателем. В сфере искусства его главная задача – определить подлинность, принадлежность произведения конкретному автору.

В России есть государственные образовательные учреждения, частные бизнес-школы, которые проводят обучение по направлениям искусствовед, Арт-менеджмент, галерейный бизнес и др. Их выпускники это потенциальные будущие эксперты, уровень их экспертной квалификации будет зависеть от базовых знаний, наработанных навыков и профессионального чутья (интуиции).

Многие эксперты доучиваются сами, проходя курсы повышения квалификации, в том числе за рубежом.

Основной заказчик экспертов в культуре это отраслевой бизнес.

По словам директора по развитию компании «Арт Консалтинг» Ульяны Добровой, «Мир искусства – это строгая иерархия, где высшую ступень занимает экспертное сообщество.

В рамках деятельности нашей компании мы постоянно сотрудничаем с ведущими экспертами, входящими в НОЭКСИ (Некоммерческую организацию экспертов в области искусства).

Помимо неё существуют МКААД (Международная Конфедерация антикваров и дилеров) и АИС (Ассоциация искусствоведов) (источник www.rma.ru).

В России есть ФЗ-73 от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Пожалуй, единственная сфера, судебная, где действия и ответственность эксперта регламентированы законом.

Источник: http://www.izborsk-club-ural.ru/index.php/zakon-ob-esteticheskom-proizvodstve/718-sertifikatsiya-litsenzirovanie-ekspertov-kak-osushchestvit

О судебно-экспертной деятельности

Подлежит ли лицензированию экспертная деятельность

Какие полномочия осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации в области судебной экспертизы?

В соответствии с подпунктом 31 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.

№ 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, а также организационное и методическое руководство их деятельностью.

Кто может занимать должность судебного эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях?

Согласно статье 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г.

№ 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Кто может занимать должность эксперта в негосударственных судебно-экспертных учреждениях?

Согласно статье 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г.

№ 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность указанных лиц распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 – 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 Федерального закона № 73-ФЗ.

Какие судебные экспертизы выполняются в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации?

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г.

№ 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» утверждены Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации
и Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

Кто может дать оценку заключению эксперта?

В соответствии с процессуальным законодательством оценка заключения эксперта, в том числе его грамотности, квалификации и осведомленности, относится к компетенции органа или лица, назначившего судебную экспертизу

Судебно-экспертная деятельность подлежит лицензированию?

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» судебно-экспертная деятельность в Российской Федерации лицензированию не подлежит.

Министерство юстиции Российской Федерации ведет государственный реестр экспертов-техников? Где он размещен?

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г.

№ 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.

Данные об экспертах-техниках, прошедших профессиональную аттестацию  и включенных в государственный реестр экспертов-техников, размещены
на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Деятельность», подраздел «Деятельность в сфере судебной экспертизы»: http://minjust.ru/ru/node/105988

В какие сроки эксперту-технику, включенному в государственный реестр экспертов-техников, направляется выписка из государственного реестра экспертов-техников?

В соответствии с пунктом 10 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. № 160 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» выписка из государственного реестра экспертов-техников направляется эксперту-технику в течение 30 рабочих дней со дня внесения в государственный реестр экспертов-техников сведений об эксперте-технике.

Источник: https://to77.minjust.ru/ru/obrashcheniya-grazhdan/voprosy-kasayushchiesya-sudebno-ekspertnoy-deyatelnosti

Личное жилье
Добавить комментарий