Отмена заочного образования в россии 2018 на второе высшее

Отмена «заочки»: плюсы и минусы для вузов и студентов

Отмена заочного образования в россии 2018 на второе высшее

В Казахстане принято решение с 1 января 2019 года отменить заочную форму обучения. 4 июля 2018 года был принят закон, предусматривающий поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта Назарбаев Университета.

Как сообщил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, в соответствии с законом заочное обучение будет приостановлено с 1 января 2019 года.

А значит, студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны будут доучиваться. Кроме того, в данном законе исключили срок освоения образовательных программ высшего образования.

Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме. В законе в рамках регулирования финансовой политики исключили норму, контролирующую стоимость обучения в вузах на платной основе.

По системе part-time

Вице-министр науки и образования РК Асхат Айтмагамбетов сообщил, что высшее образование в Казахстане можно будет получить по системе part-time.

«Мы видим, что институт part-time-обучения нужен. Есть граждане, которые нуждаются в этом, потому что есть разные ситуации. Но этот институт будет изменен. Сейчас готовится соответствующая нормативно-правовая база. Part-time-обучение будет, но с некоторыми корректировками.

Первое: они обязательно будут изучать не 65%, а 100% от объема кредитов по соответствующей программе, согласно государственному общеобязательному стандарту образования. Второе — мы будем использовать дистанционные технологии.

Для этого нам нужно разработать специальную систему прокторинга», — сказал он.

Чиновник сообщил, что по действующим законам студенты-заочники осваивают только 65% от объема, который осваивают очники по государственному общеобязательному стандарту образования. При этом и те, и другие получают одинаковые дипломы, и рынок не знает, кто из них получил образование заочно.

Асхат Айтмагамбетов отметил, что в этом году действуют прежние нормы, и те, кто обучаются по заочной форме, продолжат обучение до получения диплома.

При этом, по словам чиновника, заочная форма обучения частично запрещена еще с 2010-го.

С этого времени заочно могли обучаться только те, кто получает высшее образование повторно или выпускники колледжей третьего уровня национальной рамки квалификации. И даже для них многие специальности были недоступны.

Проблемы не существует

«Капитал.kz» попросил экспертов оценить отмену заочного образования: связано ли это с материальным аспектом обучения и стоит ли в связи с этим ждать оттока студентов для получения заочного образования в Россию.

Руководитель бюро образовательных технологий UniverSity Жанна Мендыбаева отметила, что для студентов программ бакалавриата, обучающихся после 11 класса, заочная форма обучения была отменена еще 8 лет назад.

До недавнего времени заочно учились только выпускники колледжей, и не по всем программам, например, по медицине только полное обучение, также студенты, получающие второе высшее образование, занимались заочно. Наряду с этим в университетах уже около 8 лет внедряется и пропагандируется дистанционная форма обучения.

По сути, по своей природе заочное обучение — это и есть дистанционная форма, меняется только способ донесения информации от преподавателя студенту. Поэтому, по словам эксперта, нет причин делать из этого проблему.

Она заметила, что, по словам вице-министра образования и науки, заочники, получая равнозначный диплом с теми, кто учился очно, осваивали всего лишь 65% от общего объема программы очной формы. То есть не получали полный объем знаний. Сокращенной программа была потому, что 35% от общего объема программы студенты выполнили на 1−2 курсе, обучаясь по первой специальности.

Дистанционное образование идет на смену

Эксперт заметила, что высшее образование можно получить дистанционно, онлайн-обучение набирает обороты по всему миру, поэтому если человек хочет учиться, у него не может быть преград.

«МОН не получает прибыли от деятельности университетов, даже национальных или государственных, не говоря уже о частных.

В свете расширения полномочий университетов в рамках автономии и академической свободы получение образования станет гибким, не будет ограничено во времени, но будет ориентировано на набор предметов и их объем, выраженный в кредитах, то есть количестве академических часов на освоение курса.

Я, наоборот, опасаюсь, что слабые университеты, находящиеся на академической периферии, могут демпинговать поначалу для привлечения студентов. А демпинг в сфере образования сказывается на качестве сразу и тотально», — сказала Жанна Мендыбаева.

Она заметила, что сам по себе отток мог быть «спровоцирован» еще 10 лет назад появлением дистанционного обучения. С этой проблемой сталкиваются и немецкие университеты, и французские, сетуя на мощный поток дистанционных и открытых онлайн-программ американских университетских гигантов — MIT, Гарварда, Принстонского университета.

«Я бы не стала демонизировать международное образование. Мир открыт, наши университеты сами заинтересованы в том, чтобы студенты пользовались возможностями академической мобильности и слушали лекции в университетах-партнерах за рубежом.

Нам стоит поработать над привлекательностью наших университетов и вообще сделать нашу систему образования более гибкой и дружественной внутри — когда есть взаимосвязь и взаимопонимание между уровнями образования: школа — колледж — университет.

Пока «в товарищах согласья нет», — подчеркнула эксперт.

Логическое завершение трансформации

Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Жаксылык Сабитов заметил, что упразднение заочной формы обучения — это позитивное событие, так как, по опыту, в среднем студенты, учившиеся на заочном отделении, были гораздо слабее студентов, учившихся очно.

Не секрет, что заочная форма обучения сократилась до малых объемов начиная с 2010 года, то есть именно тогда был нанесен самый большой удар по заочному образованию.

Так что принятое решение о закрытии заочных отделений — это всего лишь логическое завершение трансформации, перехода с советской на западную систему образования казахстанской модели высшего образования, которая началась в 2000-х годах, считает эксперт.

«Я не думаю, что из-за окончательной отмены заочного образования какой-то пласт людей будет отрезан от образования вообще. На смену системе заочного образования была введена новая система, распространенная на Западе в целом и в США в частности.

Это частичная система образования без лимита на сроки. Старая система образования подразумевала, что каждый семестр студент должен освоить определенное количество кредитов.

Если он не осваивал данные кредиты, он рисковал быть отчисленным», — заметил Жаксылык Сабитов.

Получать высшее образование малыми темпами

Эксперт подчеркнул, что новая система вводит возможность получать высшее образование малыми темпами. К примеру, студент может выбрать только 2−3 кредита в семестр и заниматься только по субботам, а все остальное время работать.

В итоге это выйдет ему дешевле, он будет платить только за эти 2−3 кредита в месяц и сможет сам определять, когда он захочет окончить университет. «В США, например, мы часто слышим, человек в пенсионном возрасте окончил университет, и такую новость наши люди неправильно понимали.

На самом деле там люди, заканчивают университеты спустя 10−30 лет после того, как брали свои последние кредиты и предметы.

Их пройденные предметы не сгорают, и человек может в любой момент продолжить получать образование без всякой бюрократии и без оформления академического отпуска, как было у нас ранее», — сказал Жаксылык Сабитов.

«Так что такое нововведение позволяют мало зарабатывающим и малоимущим людям без сильного напряжения получить высшее образование, правда, в растянутом по времени формате.

Также я не думаю, что у данного решения есть какой-то субъективный экономический резон, финансово выгодный владельцам университетов.

Наоборот, старая система заочного образования была экономически выгодной для некоторых наших «фабрик дипломов», — считает он.

Сабитов отмечает, что не стоит ждать оттока казахстанской молодежи из местных вузов и перехода на заочное образование в России из-за этого решения.

Отток, который идет в Россию, связан с абсолютно другими причинами и к отмене заочного образования не имеет никакого отношения.

В итоге можно сказать, что окончательная отмена заочного образования — это логичный очередной малый шаг в длительной реформе образовательной системы Казахстана, убежден эксперт.

Повысить общую планку

Заместитель председателя Международной молодежной организации «Содружество» Чингиз Лепсибаев подчеркнул, что в желании упразднить заочное образование со стороны министерства нет ничего нового, декларировали подобное решение несколько министров. Мотиваций здесь несколько.

Во-первых, заочное образование в его нынешнем формате снижает и без того крайне низкую планку качества. Не секрет, как в Казахстане относятся к качеству подготовки заочников.

Во-вторых, существенных изменений на рынке образовательных услуг не предвидится. Существует дистанционное образование, в том числе зарубежное. Переезжать из-за отсутствия возможности учиться заочно никто не будет, а кто желал обучаться за рубежом, делают это с успехом и сейчас, заметил эксперт.

По его словам, в России и Кыргызстане набирают целыми группами студентов-призраков из РК. Дело в том, что в Казахстане на фоне низкого престижа местного высшего образования существует культ диплома в целом.

Казахстанцы в общем так и не поняли капиталистической реалии, что не диплом определяет конкурентоспособность, а конкретные компетенции. Это обуславливает факт, что дипломированный инженер по итогам обучения идет на завод монтером вместе с выпускником в лучшем случае колледжа.

При этом экскаваторщик и сантехник в Астане получают больше директора департамента министерства, заметил Лепсибаев.

Под влиянием обстоятельств

Эксперт подчеркнул, что неполучение гранта — целая трагедия. В этих диспропорциях виновато и многолетнее отсутствие планирования на рынке труда, формирование грантов без привязки к рынку, лобби вузов, так как сотни грантов идут на магистратуру для международников, политологов и подобные «востребованные» специальности.

Также здесь есть и влияние государственного устройства. Когда более половины экономики госпредприятия, и лишь проценты от нее — производители, трудно требовать от молодежи желания работать и производить. Поэтому люди мотивированы на работу в офисе, управлять, и неважно кем, как вариант — пойти в полицию, считает он.

«Как организовать успешное производство или бизнес, учат лишь в единичных высших учебных заведениях, и им, думается, никакая отмена заочного образования не страшна.

Я считаю, что этим шагом министерство пытается мотивировать граждан поступать в колледжи и получать конкурентное образование, университеты — повышать качество и ассортимент образовательного продукта.

Необходимо понимать, что мы теперь часть глобального рынка труда, и конкурировать на нем приходиться как государству, так и каждому гражданину индивидуально. Вопрос лишь в том, осознанно мы будем это делать или под влиянием обстоятельств», — заключил Чингиз Лепсибаев.

Источник: https://kapital.kz/gosudarstvo/71230/otmena-zaochki-plyusy-i-minusy-dlya-vuzov-i-studentov.html

Высшее образование заочно: к чему готовиться?

Отмена заочного образования в россии 2018 на второе высшее

Количество заявлений

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Вступительные экзамены

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Стоимость

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

Возраст студентов

Любой.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года.

В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф.

Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Призывники

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная.

    Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.

  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте.

    На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии.

Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным.

Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ.

Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией.

Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике.

А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства.

Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах.

НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

Источник: https://propostuplenie.ru/article/zaochnoe-vysshee-obrazovanie-chto-eto-takoe-i-est-li-ot-nego-polza/

Личное жилье
Добавить комментарий