Обязанности скрипача в оркестре

Нандор Фаркаш: «Мы равняемся на цыганских самоучек»

Обязанности скрипача в оркестре

В Московском международном Доме музыки 28 октября состоится концерт Будапештского симфонического оркестра цыган «100 скрипок». В преддверии выступления  художественный руководитель коллектива Нандор Фаркаш ответил на вопросы обозревателя «Известий».

— Ваш оркестр известен тем, что играет без дирижера. Как происходит процесс репетиций, кто задает темпы и прочие особенности интерпретации?

— Как и в любом профессиональном коллективе, у нас есть концертмейстер, который делает аранжировки и занимается интерпретациями. Но у нас действительно нет дирижера, поэтому за каждую композицию отвечает один из музыкантов — он управляет оркестром на репетициях и на концертах.

Также в оркестре есть старейшины — те, кто играет с самого основания коллектива. Остальные музыканты к ним прислушиваются. Плюс, безусловно, важный момент — самоорганизация и самодисциплина музыкантов. Все они, как настоящие профессионалы, умеют слышать друг друга и знают, что не нужно стараться переиграть других. Хотя дело не только в профессионализме — это что-то от природы.

— Вы также играете и без нот.

—У нас есть ноты аранжировок, по ним мы разучиваем произведения и используем их на репетициях. А вот на концертах мы всегда играем всю программу наизусть. Это сложно, не каждый на это согласится, но такова особенность нашего коллектива. Я думаю, мы единственный подобный оркестр в мире — и хотим удивлять этим зрителей.

— Расскажите об истории коллектива. Как появилась идея создания такого необычного оркестра?

— 32 года назад произошел печальный случай: умер известный в Венгрии скрипач-виртуоз Шандор Ярока. На похороны пришли музыканты и, чтобы почтить память покойного, стали играть его любимую мелодию. Внезапная групповая импровизация получилась очень удачной. Это так поразило всех, что возникла идея создать постоянный цыганский коллектив. С тех пор мы объездили с концертами почти весь мир.

— Как формируется репертуар коллектива? Кто выбирает произведения?

— Мы играем классику, преимущественно австрийских и венгерских композиторов, и народную музыку, в том числе и очень нами любимую русскую «Цыганочку».

Что касается обновления репертуара, то для начала я выбираю какие-то произведения, а затем мы репетируем и смотрим, получается ли у нас их играть.

И уже после этого старейшины коллектива решают, останутся ли сочинения в репертуаре. Музыка в первую очередь должна подходить оркестру по духу.

— Делаете ли вы переработки произведений? Зачем вообще нужна переоркестровка чужой музыки?

— Мы создаем оркестровки в этническом стиле. Цыганское исполнение всегда отличалось свободой и любовью к импровизации, так что мы стараемся во всех, даже в классических произведениях продемонстрировать, что мы немножко другие.

К тому же у нас необычный состав. Большинство — струнные: скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Из духовых — только кларнеты. И наша гордость — цимбалы. Они заменяют клавишные инструменты. В других оркестрах цимбалы можно услышать нечасто, а для нас это — национальный инструмент. Так что переработки нам просто необходимы.

— Есть ли какие-то исторические образцы для вашего коллектива?

— Нам приятно думать, что мы единственные и неповторимые (смеется). Конкретного исторического образца у нас нет. Скорее мы равняемся на цыганских самоучек, которые играли настолько виртуозно, что академические музыканты могли только позавидовать. Нас вдохновляет бесстрашие наших предков и их страсть к музыке.

— Что вы вкладываете в понятие «цыганский оркестр»? Означает ли это, что все музыканты должны быть цыганами по национальности?

— У нашего народа нет правила, что цыганом нужно обязательно родиться. Так что у нас в коллективе есть закарпатские украинцы и венгерские евреи, хотя, конечно, подавляющее большинство — цыгане.

На первом месте для нас — стиль и традиция цыганского исполнения, мы требуем от музыкантов прежде всего чувства, а без знания традиций нашего народа это невозможно.

Поэтому все оркестранты любят и ценят цыганскую культуру, это самое главное.

— Что вы приготовили для российской публики?

— Мы привезем вам новую программу. Прозвучит «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, увертюра к «Цыганскому барону» и полька «Трик-Трак» Иоганна Штрауса-младшего, «Ракоци-марш» Гектора Берлиоза.

Мы также сыграем произведения не очень известных в России венгерских композиторов Енё Хубаи, Золтана Кодая, Эде Ременьи. И — сюрприз специально для России: «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского.

Сказать по правде, играть музыку какого-либо композитора у него на родине — своего рода вызов, но в то же время очень интересный опыт. И, конечно, будет народная музыка.

— Какие цели вы ставите перед своим коллективом? Хотите ли вы растрогать публику, развлечь или заставить задуматься?

— Мы стараемся играть оголенными нервами, выкладываемся на сцене полностью и хотим, чтобы публика сопереживала нам. Пробудить восторг и удержать эмоциональную планку на протяжении всего концерта — вот главная задача.

— Цыгане — народ темпераментный, любвеобильный. Наверняка в гастрольной и творческой деятельности вашего коллектива было немало интересных историй.

— Про любвеобильность вы верно подметили (улыбается). У музыкантов случались сердечные приключения на гастролях. Скажу правду: некоторые плоды таких встреч уже сами играют в коллективе.

Справка «Известий»

Нандор Фаркаш родился в Будапеште в семье музыкантов. С шести лет играл на скрипке, в юности стал победителем множества музыкальных конкурсов. В 14-летнем возрасте начал концертную деятельность.

В оркестр цыган «100 скрипок» его пригласили основатели коллектива Лазло Берки и Тивадар Межарос. С 2001 года выполнял обязанности координатора оркестра, в 2005-м назначен секретарем и менеджером.

С 2014 года — президент и художественный руководитель коллектива.

Источник: https://iz.ru/662640/sergei-uvarov/nandor-farkash-my-ravniaemsia-na-tcyganskikh-samouchek

Оркестру Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы» исполнилось 35 лет

Обязанности скрипача в оркестре

Оркестру Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы» исполнилось 35 лет

16 марта 2015 года в Таллине, в концертном зале «Nordea» выступилвсемирно известный камерный оркестр «Виртуозы Москвы». За дирижерским пультом был создатель и бессменный художественный руководитель коллектива Владимир Спиваков. Концертный тур приурочен к юбилею оркестра, которому исполнилось 35 лет.

Выступления оркестра «Виртуозы Москвы»всегда становятся событием в культурной жизни любой страны, где проходят гастроли знаменитого коллектива. Это встреча с подлинным Искусством, встреча с миром Прекрасного, миром, в котором царит талант и безупречный вкус,  это праздничная атмосфера в зале.

Представленная программа концерта «Виртуозов Москвы» подарила  публике замечательную возможность услышать музыкальные шедевры разных эпох от Боккерини и Моцарта, Пуччини, Верди до Астора Пьяццолы. Концерт прошел в двух отделениях. В первом прозвучали В.А. Моцарт, Дж. Россини, Л. Боккерини.  Во втором – Э. де Куртис, Л. Денца, Э. Каннио, Дж. Пуччини, Л. Ардити, Дж. Верди.

Солисткой Большого театра Алиной Яровой (сопрано)  и солистом театра «Новая опера» Алексеем Неклюдовым (тенор) были великолепно исполнены дуэты и сольные партии. Алина Яровая пленила зрительный зал своим чарующим голосом и артистизмом.

Блистательно исполнен был цикл Астора Пьяццоллы для скрипки с оркестром «Времена года в Буэнос-Айресе». Вкаждой из 4-х частей цикла поочередно солировали солисты оркестра – лауреаты международных конкурсов Денис Шульгин, Лев Иомдин, Георгий Цай, Евгений Стембольский (скрипки).

Завершило концерт знаменитое «Танго любви» Астора Пьяццоллы. Последние аккорды перешли в  громкие овации зала.   Зрители стоя аплодировали «Виртуозам Москвы» и художественному руководителю Владимиру Спивакову.

Оркестр Спивакова – это целое созвездие блестящих музыкантов-виртуозов, каждый из которых – яркая индивидуальность, обладающая собственным исполнительским стилем.  При этом, в ярко выраженном индивидуальном стиле артистов видна сильная харизма Владимира Спивакова,всегда элегантного,подтянутого, артистичного и полного энергией.

Музыкантам этого коллектива  подвластно исполнение любого репертуара.

«Главное — это не столько совместная игра музыкантов на высочайшем исполнительском уровне, а человеческие взаимоотношения в коллективе. Это не просто одновременное движение смычками, а взаимопроникновение людей, их душ», — неоднократно отмечал дирижер.

Манера дирижирования Маэстро Спивакова производит незабываемое впечатление, она завораживает зрителей. Музыка словно струится из-под его дирижерской палочки.

На протяжении всего вечера, затаив дыхание, огромный зал следил за этим волшебством.

При этом, сам Маэстро считает, что если слушатели находят в его игре нечто особенное, то это, прежде всего, благодаря школе его знаменитого педагога, профессора Юрия Янкелевича, и творческому влиянию его  учителя и кумира Давида Ойстраха.

Когда-то дирижер заметил: «Я люблю читать пьесы, потому что в этот момент у меня в голове возникает свой театр— декорации, мизансцены. Люблю Шекспира, Жана Ануйя, Теннеси Уильямса.

Музыка— это тоже театр с мизансценами, позами, ансамблем, жестом.

Я часто привожу музыкантам фразу, которую мне сказал Товстоногов, цитировавший, в свою очередь, Станиславского— «Вы кончили петь, но палец ваш еще петь продолжает».

Владимир Спиваков — виртуозный скрипач и выдающийся дирижёр. Он награжден высшими государственными наградами целого ряда стран за свой вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Но Спиваков не только музыкант с мировым именем, он – Посол доброй воли ЮНЕСКО и руководитель Благотворительного фонда для одарённых детей. В 2014 году этот фонд отметил 20-летний юбилей.

Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова помогает начинающим одаренным музыкантам, танцорам, художникам, устраивает для них мастер-классы, концерты, выставки, покупает инструменты, проводит медицинские обследования и операции.

«Я думаю, что в наше непростое время каждый нормальный человек должен делать что-то хорошее»,-уверен Спиваков. Основной целью своего фонда он считает поддержку юных талантов.

«Виртуозы Москвы» многократно принимали участиев самых престижных международных музыкальных фестивалях в Зальцбурге (Австрия), Эдинбурге (Шотландия), Флоренции и Помпеях (Италия), Люцерне и Гстааде (Швейцария), Рейнгау и Шлезвиг-Гольштейне (Германия) и многих других.

С триумфом проходят концерты музыкантов в европейских странах, в США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, Турции, Израиле, Китае, Корее, Японии и др.

Оркестр выступает не только в самых лучших и престижных залах, таких как «Концертгебау» в Амстердаме, «Мюзикферрайн» в Вене, «Ройял Фестиваль-холл» и «Альберт-холл» в Лондоне, «Плейель» и Театр Елисейских Полей в Париже, «Карнеги-холл» и «Эвери Фишер-холл» в Нью-Йорке, «Сантори-холл» в Токио, но и обычных концертных залах небольших провинциальных городов.

В разные времена с оркестром выступали такие выдающиеся музыканты, как М. Ростропович, Ю. Башмет, Е. Кисин, В. Крайнев, Е. Образцова, И. Менухин, П. Цукерман, Ш. Минц, М. Плетнев, Дж. Норман, С. Сондецкис, В. Фельцман, Квартет имени Бородина и другие.

Записаны около 30 компакт-дисков с музыкой различных стилей и эпох — от музыки барокко до произведений Пендерецкого, Шнитке, Губайдулиной, Пярта и Канчели. С 2003 года постоянной репетиционной базой оркестра является Московский международный Дом музыки.

Перед концертом директор Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы»  Григорий   Ковалевский  любезно согласился ответить  на наши вопросы.

– Григорий Ильич, Вы вместе с Владимиром Теодоровичем стояли у истоков создания оркестра «Виртуозы Москвы». Столько пережито светлых, радостных, счастливых мгновений… Но ведь были и трудные времена. Что помогает оркестру на протяжении 35 лет сохранять себя и тот высочайший уровень исполнительского мастерства, который является визитной карточкой «Виртуозов Москвы»?

Г.К.: Прежде всего, я должен отметить, что идея создания оркестра принадлежит Владимиру Спивакову. Оркестр существует 35 лет и все эти годы находится на большой высоте. Со Спиваковым мы дружим 52 года.

Вместе учились в консерватории. А дальше я помогал Владимиру… Большое счастье находиться на сцене с ним, с оркестром «Виртуозы Москвы». Идет время, меняются поколения, происходит смена состава оркестра.

С первого состава остались двое: Владимир Спиваков и я.

Когда объявляют: «Виртуозы Москвы». Дирижер Владимир Спиваков!» – зрители в зале встают. Это дорогого стоит. Аншлаги в залах по всему миру, цветы  – для артиста нет большего счастья! Безусловно, это заслуга и оркестра, и Спивакова. И он и я очень много работаем с оркестром, стараемся передать знания, опыт.

Недавно мы записали пластинку «Астор Пьяццолла – маэстро танго». Восемь скрипачей играют соло. В нашем оркестре могут 12 музыкантов из 16 выйти и сыграть соло. Таких аналогов больше в мире нет. Трудностей творческого характера у нас не было.

  Были трудности, связанные с 90-ми годами, когда возникли серьезные экономические проблемы и поставили под угрозу само существование коллектива.

Но нам повезло: в это время  был предложен контракт, который был выгоден для артистов и позволил сохранить оркестр.

Нас очень тепло встретили в Овьедо. Город, который приютил нас был вотчиной принца Астурийского Филиппа, сына испанского короля.  Сейчас он сам стал королем Испании (финансировал артистов Фонд принца Астурийского.

  По контракту оркестр был обязан давать по 10 концертов в год для Испании, а в остальном мог располагать собой по своему усмотрению. — Л.К.). В те времена в Испании было много людей, которые детьми оказались в России, прожили в ней долгое время и потом вернулись на родину. Мы собирались вечерами, общались.

Это было счастье для нас и для них. Впоследствии кто-то из коллег решил остаться. У музыкантов есть семьи, дети. На чаше весов, порою, оказывалось благополучие в семье. И у каждого человека есть право выбора. Поэтому мы никогда никого не осуждали. Мы дружим.

  Каждый из наших коллег, кто остался, занял место не ниже концертмейстера лучших артистов Испании и мира. Все наши музыканты высочайшего класса.

– В Вашем оркестре ощущается какая-то  особенная  атмосфера, целостность, удивительная гармония. Что важно знать молодым людям, которые заканчивают сегодня консерваторию и мечтают работать в Вашем замечательном коллективе? Какие требования предъявляются к музыканту в Вашем оркестре?

Г.К.: Можно научить играть, но человеческим качествам научить тяжело. Очень важно, чтобы была совместимость. Мы проводим большую часть времени вместе. Отношение друг к другу, к работе, к репетициям, к своему внешнему виду – все это имеет значение. К 20-и годам человек уже имеет свое лицо, определенное воспитание.

Когда приходит молодой человек, мы стараемся что-то ему подсказать, посоветовать, но так, чтобы не обидеть его, не унизить его достоинство.  Слава Богу, все получается. Несмотря на 70, Владимир Спиваков является достойным примером – всегда элегантен, подтянут. Мне 71, но тоже еще… (смеется Григорий Ильич. -Л.

К,)

– Что бы Вы посоветовали молодым людям, которые выбирают путь — путь в искусстве?  

Г.К.: Обязательно получать хорошее образование. Учиться в консерватории, а затем у музыкантов, которые являются авторитетами для Вас. Я посещал класс Ойстраха, ходил учиться у скрипачей, виолончелистов, Спивакова, Башмета. Нужно постоянно учиться.

– У Вас были прекрасные преподаватели в консерватории…

Г.К.:Валентина Александровича Берлинского я считаю вторым отцом. Как музыканту и человеку, я очень благодарен ему за всё, что имею в жизни.

Обязательно должны быть авторитеты, у которых учишься, учишься постоянно. А если выбираешь иное, трудно будет вернуться на путь истинный. Я часто говорю: «Возьмите бесплатный мастер-класс у Спивакова.

  Смотрите, берите,  переносите на себя и это станет Вашим».

– Что лично Вам помогало переживать трудности, преодолевать их?

Г.К.: Оптимизм  и, самое главное, юмор!

 Лилия Керро

Источник: http://www.mvco.ru/press/orkestru-vladimira-spivakova-virtuozy-moskvy-ispolnilos-35-let/

О музыкантах оркестра. скрипка

Обязанности скрипача в оркестре

А теперь о струнной группе инструментов.

Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).

В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.

Посмотреть можно здесь: флейта, гобой, кларнет, фагот.

Переходим к самой многочисленной группе — струнные

Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Разрешите представить, его величество скрипка:

— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?

— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку….

Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет».

И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение.

Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.

В современном симфоническом оркестре скрипке по праву отдана роль «королевы», а скрипачи и скрипачки, конечно, занимают почти треть состава, и делятся на 2 группы: первые скрипки, которые чаше всего играют верхний голос или мелодию, и вторые скрипки исполняющие нижний голос. А ещё в оркестре скрипки делятся по пультам: 1-й пульт первых скрипок, 2-й, 3-й и так далее.

Ну и самый важный, конечно концертмейстер, это первая скрипка на первом пульте. Он же исполняет все сольные партии, он же проводит групповые репетиции со скрипачами, он же первым встаёт после приветствия оркестра, он же, он же, он же… короче, самый главный, после дирижера.

Чем дальше пульт, тем меньше ответственности, за четвертым пультом можно вовсе делать вид, что играешь, главное красиво махать смычком со всеми вместе:-))). Конечно, это шутка. А Вы должны понимать, каких усилий требует от каждого скрипача в группе синхронное исполнение одной и той же мелодии, одним и тем же штрихом, в одинаковом темпе и желательно не фальшиво.

Только в таком случае струнная группа сливается в единый инструмент, обогащенный множеством обертонов и струн каждого музыканта. И заметьте, в разные стороны смычками скрипачи не машут. А это все результат огромного труда, как на репетициях, так и дома. Да, да! Вы отработали смену, и , купив пивка оттягиваетесь на диване, а музыканты репетируют, репетируют, репетируют.

Поэтому их так часто ненавидят соседи. Вот почему я просто дико ржу над песенкой «В нашем доме поселился замечательный сосед».

Мне кажется, что человеку, научившемуся играть на скрипке, подвластно если не всё, то очень многое. Вы не поверите, какой это ад обучать и учится играть на скрипке. Наверно поэтому учить начинают в очень юном возрасте, чтоб не сопротивлялись, на маленькой скрипочке, которую называют 1/32 и скрипка «растет» вместе с учеником.

Представьте себе, струны на скрипке надо настраивать при помощи колков. Ну ладно, в начале это может делать учитель, но, в конечном итоге, придется делать самому. Далее, относительно чисто извлечь можно только четыре ноты на «открытой» струне, но, пока смычок ещё не «поставлен», даже эти ноты звучат весьма гаденько.

А дальше — как в сказке, надо пальчиком зажать на грифе струну в нужном месте, чтобы получилась требуемая нота. И никаких тебе ладов как на гитаре, и пометок. Только глазки и ушки. А пальчики ещё не слушаются, а ушки пока слышат плохенько, да и смычком надо правильно работать. Короче, мартовское завывание котов — это ангельское пение по сравнению с первыми уроками на скрипке.

Да ещё и подбородок болит, держать скрипку, и на пальчиках очень больные мозоли от струн. Так что анекдот про вылетающую в форточку скрипку очень даже из жизни.

Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде.

Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте.

А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.

Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов.

Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком.

У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.

Ну и как обычно, немножко интересных фактов:

— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.

— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.

— Самыми ценными и дорогими в мире считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери «Вьетан» в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается «Леди Блант», и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.

— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.

— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.

— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.

Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.

Следующий — Альт. :-))))

Источник: https://pikabu.ru/story/o_muzyikantakh_orkestra_skripka_5689315

«Музыкант в Беларуси получает 150 евро? Можно только представить, как это тяжело». Сегодня в филармонии выступит французский скрипач с мировым именем

Обязанности скрипача в оркестре

Сегодня в Белгосфилармонии состоится большой концерт, посвященный Международному дню музыки.

В Минске с Государственным академическим симфоническим оркестром Беларуси выступит французский скрипач Оливье Шарлье. Впервые в Минске прозвучит концерт Lament Гия Канчели.

Накануне выступления месье Шарлье поговорил с Onliner.by о доступности классики, зарплатах белорусских музыкантов и местной публике. 

Оливье Шарлье учился в Парижской консерватории. Он является победителем различных международных конкурсов в Мюнхене, Монреале, Индианаполисе, Нью-Йорке, конкурсов им. Я. Сибелиуса, Ж. Тибо, Дж. Энеско.

В качестве солиста Оливье Шарлье выступал с Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, оркестрами Парижа, Цюриха, Монреаля и Сиднея, Гаагской филармонии, филармоническим оркестром Би-Би-Си.

Об оркестре

Я очень рад быть здесь снова — это уже не первый раз, когда я работаю с оркестром Белорусской государственной филармонии. А еще хотел бы отметить, что произведение Канчели будет исполняться в Минске впервые. Конечно же, нам было важно друг друга понять, найти равновесие между солистом и оркестром, потому что произведение очень глубокое.

Безусловно, каждый оркестр — это персоналия и огромный организм, и в каждом коллективе есть понимание того, как нужно играть музыку. А еще любой оркестр отличают взаимоотношения между музыкантами и дирижером — как в большой семье.

Мне кажется, что отличительная особенность этого коллектива — некая округлость: звуки, которые издают музыканты, можно сказать, осязаемые. Каждый музыкант, исполняя свою партию, растворяется в этом объеме.

А еще звучание белорусского оркестра очень яркое и солнечное.

О публике

Белорусская публика воспринимает музыку по-особенному. Я прежде всего чувствую большое музыкальное наследие: здесь у слушателя есть некое ожидание и требовательность к исполнению и исполнителю. Я понимаю, что эти люди слушали много хорошей музыки и музыкантов.

Еще нужно сказать, что в самой филармонии чувствуется особенная атмосфера: здесь было много великих людей. Для музыканта это очень важно — чувствовать все это наследие и ответственность. Требовательность и ожидание профессионализма от музыканта в этом географическом пространстве — в Беларуси, России, Украине.

Чувствуется, что это великая музыкальная территория.

Я борюсь за то, чтобы академическую музыку слушала самая широкая публика в любых местах. Да, поход в концертные залы вроде филармонии вызывает некий страх, они закодированы, что ли. Нужно быть богато одетым, иметь хотя бы минимальное музыкальное образование — так считают люди.

Чтобы как-то изменить эти суждения, музыканты выносят произведения за стены больших залов и институций и показывают, что она вполне доступна, ее может послушать любой человек. Есть такая тенденция: молодые музыканты играют концерты в совершенно непредсказуемых местах.

Конечно же, классика требует определенной глубины и времени: в метро мы, скорее всего, не будем слушать серьезные произведения — нужно что-то более легкое и короткое. Но стоит научиться жить без страхов и стресса, а слушая классическую музыку, мы снова обретем гармонию.

Мне бы очень этого хотелось.

О деньгах

Профессия музыканта во Франции позволяет жить достойно. Здесь существует очень много оркестров, которые зачастую финансируются государством на разном уровне. К сожалению, сейчас наша страна находится на том этапе, который не позволяет открывать новые оркестры, — тем нее менее их сейчас достаточно.

Если музыкант проходит суровый конкурс и получает там место, то живет вполне респектабельно. Нужно сказать, конкурс действительно серьезный, и открыт он также для музыкантов из других стран. Есть и второй способ достойно жить, получив образование.

Большое количество музыкантов преподают — это тоже хороший вариант.

Солист белорусской филармонии получает 150 евро в месяц? А это много по отношению к средней зарплате? Ну что же… Можно только представить, насколько это тяжело.

Я выражаю свое огорчение по этому поводу, но, с другой стороны, у меня вызывает восхищение то, что молодые люди после окончания высших учебных заведений выбирают профессию музыканта. Они осознают, что будет тяжело, но все равно идут в эту профессию. Для меня это подтверждение огромной любви и страсти к музыке.

Я желаю, чтобы музыканты в Беларуси удостоились лучшей участи, чтобы их большой труд был признан. Ведь мы хотим слушать музыку, а это те люди, которые могут удовлетворить наше желание.

О будущем

Благодаря интернету, разным гаджетам информации все больше и больше. В Париже в метро все в наушниках и слушают абсолютно разную музыку. Лет двадцать назад молодежь считала классику чем-то для определенного социального класса, был и возрастной ценз.

Сейчас эта тенденция поменялась в лучшую сторону: молодежь стала слушать больше классики, ее отношение к вопросу поменялось благодаря доступности музыки через интернет. Но все же у меня есть озабоченность тем, что публика из-за этой доступности стала ленивой для того, чтобы перемещаться в концертные залы.

Вопрос остается открытым: мне было бы любопытно увидеть, к чему это приведет.

Мне кажется, в настоящее время музыкальное пространство очень открытое: играют произведения совершенно разных эпох. Я не нашел для себя ответ, почему люди выбирают то или иное. Но есть определенные тенденции: сейчас заново открыли барочную музыку, которая долгое время не исполнялась.

В настоящее время ее очень много — во Франции уж точно. А вот музыка 80-х забыта: возможно, ее снова вспомнят через полвека. Тем не менее сейчас играют очень много совершенно разной музыки.

Я согласился приехать в Беларусь, потому что во Франции практически не играют Канчели, а для меня это открытие и возможность сыграть что-то новое.

Я бы сказал, в музыке есть вопрос времени. Например, Бетховен казался современному слушателю чем-то несусветным, а сейчас это вполне доступная музыка. Зачастую сами композиторы опережают свое время примерно на целый век. Тот же Стравинский воспринимался как что-то дикое, а в настоящее время эта музыка прекрасно подходит для молодежи: она энергичная, полная жизни. Вопрос времени очень важен.

Будем оптимистами. Симфоническая живая музыка будет звучать в будущем, но для этого нужно придумывать новые инструменты. Все-таки есть опасность, что она может быть заменена синтетическими средствами. Хотелось бы надеяться, что стремление и нужда в живом исполнении победит, а для этого нужно призывать слушателя, зрителя приходить на концерты.

Концерт Государственного академического симфонического оркестра Беларуси под управлением Александра Анисимова, солировать на котором будет скрипач Оливье Шарлье, состоится в Большом концертном зале Белгосфилармонии сегодня в 19:00. Билеты можно купить от 12 до 14 рублей. 

Виниловые проигрыватели в каталоге Onliner.by

Источник: https://people.onliner.by/2017/06/21/olivier

Личное жилье
Добавить комментарий