Какой ндс на медикаменты

Ставка НДС: 10 или 18%?

Какой ндс на медикаменты

Глава 21 НК РФ устанавливает определенный перечень продукции, в отношении операций по реализации которой применяется ставка 10%. Казалось бы, все просто.

Однако, как показывает редакционная почта, при определении принадлежности того или иного товара к элементам данного перечня зачастую возникают проблемы.

На ваши вопросы отвечает Илья Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Какие документы необходимы для подтверждения 10%-ной ставки НДС при реализации конкретных наименований лекарственных средств?

Согласно Федеральному закону от 28.12.2001 № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2002 г.

налогообложение лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, осуществляется по ставке налога на добавленную стоимость 10%. При этом в соответствии с подп. 4 п. 2 ст.

 164 НК РФ коды видов вышеперечисленной продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. До настоящего времени постановление Правительства РФ о применении вышеназванных кодов не принято.

До утверждения Правительством РФ таких кодов при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, в целях применения налоговой ставки НДС в размере 10% следует руководствоваться порядком, изложенным в Письме ФНС России от 27.06.2006 № ШТ-6-03/644@ «О применении ставки НДС в размере 10 процентов при реализации изделий медицинского назначения и лекарственных средств», согласованном с Министерством финансов Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно п. 1 Правил государственной регистрации лекарственных средств, утвержденных Минздравом РФ 01.12.98 № 01/29-14 (далее — Правила), лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы Минздравом РФ (Минздравсоцразвития РФ).

После проведения государственной регистрации лекарственного средства Минздрав России (Минздравсоцразвития России) выдает на имя организации — разработчика лекарственного средства или другого юридического лица по поручению организации — разработчика лекарственного средства регистрационное удостоверение с номером — кодовым обозначением, присваиваемым лекарственному средству (п. 11 Правил). Пунктом 13 Правил предусмотрено, что срок действия государственной регистрации лекарственного средства составляет 5 лет с последующей возможной перерегистрацией.

Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.

Данное Положение определяет порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Учитывая изложенное, при реализации конкретных наименований лекарственных средств ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% применяется при наличии:

1.Лицензии, дающей право на фармацевтическую деятельность в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств.

2.Регистрационного удостоверения на лекарственное средство.

3.Государственного стандарта, отраслевого стандарта или технических условий с указанием соответствующего кода Общероссийского классификатора продукции.

Одновременно необходимо иметь в виду, что согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.

98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства — это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Индивидуальный предприниматель осуществляет закупку, обжаривание, расфасовку и дальнейшую реализацию семян подсолнечника. Какую ставку НДС необходимо применять при реализации данной продукции?

Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов) применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процен-тов при реализации (далее — Перечень).

Маслосемена и продукты их переработки (шроты, жмыхи) в Перечне поименованы. Перечень продуктов переработки маслосемян является закрытым — шроты и жмыхи (коды Общероссийского классификатора продукции 91 4611, 91 4612, 91 4615).

Как следует из вопроса, плательщик НДС осуществляет закупку, обжаривание, расфасовку и дальнейшую реализацию семян подсолнечника, то есть семена подсолнечника теряют сельскохозяйственное назначение и становятся продуктами пищевой промышленности.

Обжаренные семена подсолнечника не являются ни шротами, ни жмыхами.

Вместе с тем такого вида продукции, как обжаренные семена подсолнечника, Классификатор не предусматривает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.03.

2006 № 164, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая растениеводство, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/56419/

Введен НДС на лекарства: к чему это приведет в фармбизнесе?

Какой ндс на медикаменты

Введен НДС на лекарства: к чему это приведет в фармбизнесе?

update от 10.04.14: Верховная рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об устранении отдельных несогласованностей норм законодательства».

Законодательный акт с целью усовершенствования администрирования налогов, устранения двойного трактования отдельных норм налогового законодательства: осуществляет редакционную правку с целью устранения двойного трактования нормы о налогообложении НДС операций по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения по ставке 7%.

Программа по предотвращению катастрофы в масштабах страны грозит коллапсом сфере здравоохранения в целом и фармацевтическому рынку в частности. Какую ситуацию на украинском фармрынке создаст поспешно введенный НДС? 

Новые удорожания для всех 

С 1 апреля 2014 г. вступил в силу Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине». Одним из его пунктов на операции по поставкам лекарств вводится НДС на уровне 7%. Напомним, что лекарства многие годы были освобождены от этого налога для увеличения их доступности пациенту.

Это необходимо с учетом того, что Украина является единственной страной в Европе, где не введено обязательное медицинское страхование и реимбурсация — механизм компенсации стоимости лекарств. Таким образом, если в соседних странах пациент платит за лекарство в среднем от 5% до 40% от его стоимости, в Украине при покупке лекарств пациент выплачивает их полную стоимость.

Именно это обстоятельство и являлось причиной для освобождения лекарства от НДС. 

Ввод 7%-ного налога на лекарственные средства на практике уже в первый день приводит к росту отпускной стоимости на отечественные лекарства почти на 10%.

Это происходит потому, что на каждом этапе движения – производство, дистрибуция, продажа в аптеке – на лекарства каждый раз пересчитывается 7%-ный налог с учетом торговых наценок. Из-за этого к моменту продажи его размер вырастает до 9,6%.

В итоге для покупателя в аптеке цена на лекарства увеличивается чуть ли не на 10%, а участникам рынка необходимо в один момент увеличить объемы оборотных средств на 8% и более. 

Кому будет больнее? 

Сейчас новый фактор одномоментного повышения цен очень существенно отразится и на участниках рынка, и на потребителях. За последние 2 месяца в связи с падением курса гривни лекарства и так стали дороже от 10% до 20% и более, а теперь еще и НДС повлияет.

И это только начало: повышение цен в периоды резких курсовых изменений традиционно растягивается во времени для сглаживания последствий для потребителя. Как всегда, лекарства будут расти в цене и дальше до полного нивелирования курсовых издержек.

Напомним, от курса доллара напрямую зависят не только стоимость зарубежных лекарств, но и отечественных, которые на 90% производятся из импортного сырья.

Возвращаясь к фактору НДС, аналитики прогнозируют, что по сравнению с мартовскими ценами медикаменты подорожают еще минимум на 30%. 

Пострадает и рынок: представители всех звеньев товаропроизводящей и торговых цепочек до 1 апреля искали оборотные средства для покрытия курсовых издержек при закупке сырья либо импорте препаратов. Теперь к этим расходам добавятся еще и необходимость покрытия разницы в цене после налогообложения.

7% или 20%

Поспешное введение НДС на лекарства без разъяснений в соответствующих службах и коррекции подзаконных актов привело к тому, что уже через два дня после старта кампании импорт лекарств полностью остановился. Важно отметить, что большинство жизненно необходимых для многих категорий больных импортных лекарств не имеет аналогов в отечественном производстве.

Остановка произошла по причине того, что Гостаможслужба решила взимать НДС не 7%, а 20%, то есть «на общих основаниях».

Таможенники считают свои действия правомерными, аппелируя к тому, что новый закон, отменяет освобождение от НДС на импорт лекарств и изделий медицинского назначения (ИМН) в размере 20%, и при этом не декларирует снижения налога именно для импортируемых лекарств. 

Импортеры лекарств не могут с этим согласиться по нескольким причинам:

  • во-первых, закон, хоть и поспешно принятый, декларирует объем ставки в 7%; 
  • во-вторых, начислить дополнительно 20% налога на партию товара, доходность которого не более 10%, а прибыльность 1,5%, равносильно разорению. 

Двойной НДС противоречит нормам ВТО 

По мнению экспертов, 20%-ная ставка НДС на импортируемые препараты является неприемлемой для рынка и грозит исчезновением многих товарных позиций с аптечных полок. Острота ситуации проявляется в том, что в Украину могут прекратить поставки важнейших лекарств не только розничного, но госпитального сегмента (используемых в стационарах врачами).

По словам директора компании «МОРИОН» Игоря Крячка, 105 терапевтических классов могут полностью исчезнуть с нашего рынка, и среди них — антиретровирусные, антинеопластические препараты, факторы свертывания крови и другие социально важные медикаменты.

«Если говорить о госпитальном сегменте, более 50% от общего объема госпитальных закупок в денежном выражении находится в зоне риска». 

Специалисты также настаивают на том, что применение разных ставок НДС в отношении импорта и внутренних поставок лекарств нарушают нормы ВТО.

Поэтому привести требования к общему знаменателю необходимо в кратчайшие сроки, иначе есть опасность получить штрафные санкции от этой организации.

Дальнейшие действия по разрешению ситуации должны проходить с обязательными консультациями Кабинета Министров и отраслевых министерств. Новый, отредактированный закон должен быть гармонизирован с положениями налогового и бюджетного кодексов. 

Сейчас существуют разные мнения относительно того, как решить проблему НДС. Большинство предлагает отодвинуть его внедрение до 1 января 2015 г. для оттачивания всех нюансов и подготовки рынка и потребителя к этому стрессовому шагу. Некоторые депутаты вызвались инициировать изменения в закон.

К примеру, Андрей Шипко, народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам развития фармации Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, по его собственным словам, инициирует отсрочку этой законодательной нормы, поскольку новые нормы налогообложения лекарственных средств могут привести не только к дефициту жизненно важных препаратов, но и к исчезновению многих терапевтических групп. 

Источник: https://bakertilly.ua/ru/news/id37339

Введение 7% НДС на лекарства и изделия медицинского назначения (обновлено)

Какой ндс на медикаменты
27 марта 2014 г. в 20:00 Парламент на своем заседании проал за принятие за основу и в целом законопроект «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» (№ 4576). Имеется противоречивая информация относительно окончательной редакции принятого закона.

Законопроект предусматривает установление 7% ставки НДС по операциям первой поставки зарегистрированных лекарственных средств (в том числе аптеками), а также изделий медицинского назначения (далее — ИМН).

Во время обсуждения законопроекта в рамках заседания Парламента министр финансов Украины Александр Шлапак от имени Правительства предложил ввести 7% ставку НДС не только на первую поставку, но и на операции по поставке товаров по всей цепочке для того, чтобы избежать возможных злоупотреблений.

Однако, нашло ли данное предложение отражение в законе, пока неизвестно. Представители фракций, которые поддержали законопроект, отметили, что необходимо все же принять крайне непопулярное решение. Очевидно, что были достигнуты какие-то договоренности по изменению отдельных статей законопроекта. Учитывая мнение А.

Шлапака, 7% ставка НДС будет взиматься на всех этапах оборота фармпродукции. В этом есть логика для налога с оборота. В ожидании публикации уже принятого текста закона редакция «Еженедельника АПТЕКА» попросила юристов рассмотреть наиболее нелогичный вариант положения относительно налогообложения лекарств и ИМН.

Если же документом все-таки предусмотрено введение 7% ставки НДС по операциям первой поставки зарегистрированных лекарственных средств (в том числе аптеками), а также ИМН согласно перечню, утвержденному Правительством.

Под первой поставкой лекарственных средств и ИМН подразумевается:

a) ввоз на таможенную территорию Украины;

b) первая поставка отечественным производителем. То есть, оплата НДС в размере 7% будет осуществляться по следующим операциям:

1) импорт:

  • всех зарегистрированных в Украине готовых лекарств, продукции in bulk и активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), исходя из определения лекарственных средств в Законе Украины «О лекарственных средствах»;
  • ИМН, включенных в перечень, который должен будет быть утвержден КМУ;

2) реализация отечественным производителем:

  • всех зарегистрированных в Украине готовых лекарственных средств, продукции in bulk и АФИ, исходя из определения лекарственных средств в Законе Украины «О лекарственных средствах»;
  • ИМН, включенных в перечень, который должен быть утвержден КМУ.

Относительно налогообложения лекарств

Обращаем внимание, что облагаться НДС по первой поставке будут как импортные, так и отечественные лекарственные средства. Первая поставка не будет освобождена от обложения НДС, вторая и последующие — будут.

Схематически налогообложение поставок лекарственных средств можно изобразить следующим образом (рис. 1). Можно предположить, что в случае производства готовых препаратов из импортированной продукции in bulk или АФИ облагаться будут как операции по импорту последних, так и по реализации уже готовых лекарственных средств.

Налогообложение поставок с лекарственными
средствами

Относительно налогообложения ИМН

На сегодня ИМН (кроме перечня согласно постановлению КМУ от 08.08.2011 г. № 867) и медицинская техника (оборудование) облагаются НДС в общем порядке.

Трактовка принятого правительством закона относительно налогообложения ИМН вызывает ряд вопросов, среди которых отдельного внимания заслуживает неурегулированность терминологии: подпадает ли медицинская техника (оборудование) под понятие «ИМН»?

Хотелось бы отметить, что при составлении перечня (перечней) ИМН могут быть отображены по кодам УКТВЭД, как это на сегодня закреплено в перечне ИМН, операции по поставке которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

Разъясним, что первая поставка ИМН не будет освобождена от налогообложения НДС в любом случае.

В отношении второй и последующих поставок принятый закон гласит: «Операции, освобожденные от налогообложения: поставка … ИМН, кроме первой поставки , согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины» (п. 197.1.27 Налогового кодекса Украины — НКУ).

То есть, неоднозначным является вопрос, что же это за перечень, о котором идет речь в данном пункте, а именно: КМУ должен быть утвержден один или два отдельных перечня ИМН (п. 193.1 и п. 197.1.27 НКУ).

Первый вариант. В обоих пунктах речь идет об одном и том же перечне товаров. То есть, в п. 193.1 НКУ говорится о перечне товаров, которые будут облагаться 7% НДС, а в п. 197.1.27 НКУ освобожденными товарами будут считаться те, которые не вошли в перечень согласно п. 193.1 НКУ. В таком случае схематически налогообложение операций с ИМН можно изобразить следующим образом (рис. 2).

Налогообложение операций с изделиями медицинского назначения

Второй вариант. В п. 193.1 НКУ и п. 197.1.27 НКУ речь идет о различных перечнях товаров, которые не совпадают:

  • ИМН, которые облагаются НДС 7%;
  • ИМН, которые освобождены от обложения НДС.

В таком случае при ответе на вопрос, облагается ли каждая из операций с ИМН НДС, необходимо будет руководствоваться отдельными перечнями.

В случае подписания данного документа и.о. Президента Украины указанные положения вступят в силу уже с 1 апреля 2014 г. Для конечных потребителей это означает повышение цен на фармацевтическую продукцию в ближайшие дни. При этом подорожание затронет не только продукцию зарубежного производства, а и отечественного, которая, в том числе, производится из импортированного сырья.

На начальных этапах внедрения НДС до приведения в соответствие подзаконных актов и адаптации субъектов хозяйствования к новшествам принятие законопроекта № 4576 неизбежно вызовет ряд негативных последствий.

В связи с тем, что ание за законопроект произошло за 3 дня до введения НДС на фармацевтическую продукцию, это неизбежно вызовет временную дезорганизацию системы поставок и реализации.

Есть также вероятность того, что объем госпитальных закупок в будущем сократится за счет бюджетных ограничений.

Поскольку в Украине не запущен эффективный механизм страховой медицины, система реимбурсации введена только по одной группе препаратов и вызывает множество вопросов, то большинство пациентов в результате почувствуют ощутимый удар по своему «кошельку» либо утратят возможность покупать даже жизненно важные лекарственные средства и ИМН.

По мнению подавляющего большинства экспертов товарные остатки переоценивать не нужно, а начислять НДС необходимо в момент реализации. Субъекты хозяйствования могут закладывать 7 % НДС в момент реализации фармпродукции: оплаты или поставки (первое событие).

Уже завтра, 1 апреля 2014 вступят в силу отдельные положения Закона Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине».

Несмотря на то, что его уже подписал и.о. Президента Украины Александр Турчинов (как указано на сайте парламента «Возвращено с подписью от Президента (31.03.

2014)») и присвоен № 1166-VII, текст документа до сих пор не обнародован.

В то же время Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины в заключении к соответствующему законопроекту отметило, что «согласно Заключительным положениям проекта его отдельные положения вступают в силу как «со дня, следующего за днем его опубликования», так и с «1 апреля 2014 года», с «1 июля 2014 года», «с 1 сентября 2014 года», что не соответствует требованиям подпункта 4.1.9 пункта 4.1 статьи 4 Налогового кодекса Украины, которым определен принцип стабильности налогового законодательства Украины, согласно которому «изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года».

Однако, авторов законопроекта, которыми выступили члены Правительства, больше беспокоит наполнение государственного бюджета путем принятия «антикризисного пакета документов», даже если это противоречит нормам действующего законодательства Украины.

По материалам, предоставленным Юридической компанией «Правовой Альянс»

Источник: https://www.apteka.ua/article/285580

Ндс с 1 января 2019 года: повышение, ставки

Какой ндс на медикаменты

Любое новшество в ставках и расчете налога на добавленную стоимость отражается на деятельности компаний, уплачивающих этот налог. Расскажем, чем грозит принятое решение о повышении НДС с 1 января 2019 года, с какого числа ввели НДС 20 и как власти «смягчили» последствия грядущих изменений.

Повышение НДС с 1 января 2019 года

Повышение общей ставки. С 1 января 2019 увеличилась ставка НДС на два пункта. Компании будут платить в бюджет 20 процентов вместо 18. Новая ставка действует на все отгрузки 2019 года. В том числе на те, за которые компания получила аванс в 2018 году. 

Повышение расчетной ставки. Расчетная ставка налога вырастет с 15,25 до 16,67 процента. «Расчетным методом» значит: 16,67 = 20/120.

Ставки налога 0% и 10% будут сохранены. А повышение НДС частично компенсировано отменой налога на движимое имущество организаций.

Помимо повышения ставки с января 2019 года произошли другие изменения:

  • сельхозкомпании будут платить НДС;
  • больше компаний станет налоговыми агентами по НДС.

Уточните, касаются ли нововведения вашего бизнеса.

Главные изменения по НДС в 2019

Ставки НДС с 1 января 2019 года

На территории России с 2019 года введена основная ставка НДС в размере 20 процентов (+2 процента к 2018 году).

Для отдельных товаров (детских, медицинских, продовольственных, периодических образовательных печатных изданий и книжной продукции — полный список приведен в п.2 ст. 164 НК РФ) применяется ставка НДС 10 процентов. Повышать ее не будут. 

Ставка 0 процентов остается прежней.

В таблице ниже смотрите, какие ставки налога действуют в 2019 году.

Изменение НДС с 1 января 2019 года: чем грозит бизнесу

Впервые в России налог на добавленную стоимость был введен в 1992 году. Тогда действовала ставка  28 процентов, но через год ее снизили до 20 процентов. По этой ставке налог считали до 2004 года, тогда ее понизили на два пункта — до 18 процентов. А теперь принято прямо противоположное решение — повышение до 20 процентов.

Так чем это грозит организациям?

С одной стороны, повышение ставки НДС для бизнеса — это увеличение налоговой нагрузки — компании будут больше платить в бюджет. Потребуется переплачивать 2 процента НДС из-за повышения ставки в новом году. Разницу может оплатить сам продавец, но уменьшить на эту сумму налог на прибыль не получится.

С другой, повышение налога в конечном итоге отразится на покупателях. Прежде всего на «физиках», приобретающих товары (работы, услуги) для себя, и на малых компаниях — спецрежимниках.

Кроме того, приняв закон о повышении НДС, чиновники одновременно зафиксировали тарифы страховых взносов. С 2021 года общий тариф должен был вырасти с 30 до 34 процентов. Однако закон сохраняет ставку страховых взносов в фонды на уровне 30%.

И, наконец, еще одно нововведение с 2019 года — это отмена налога на движимое имущество юридических лиц. За движимые активы не нужно будет платить налог: они исключены из объектов налогообложения. Отмена произойдет с 2019 года. Это частично компенсирует повышение НДС, а бухгалтерам станет проще работать. При этом компании на общем режиме смогут соблюсти лимиты и перейти на УСН с 2019 года.

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/52258-nds-s-1-yanvarya-2019-goda

Ндс на лекарства: на какой системе налогообложения выгоднее находиться аптекам?

Какой ндс на медикаменты

С введением НДС в размере 7% на реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения, согласно утвержденного перечня, перед многими субъектами хозяйствования (особенно физическими лицами- предпринимателями, которые находятся на упрощенной системе налогообложения) встал вопрос о том, какую систему налогообложения выбрать.

Среди возможных вариантов избрания системы налогообложения или общая система налогообложения, предусматривающая уплату налога на прибыль на общих основаниях, или упрощенная система налогообложения — единый налог.

В первом случае ставка налога на прибыль составит 18% с прибыли, которая определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода, определенных согласно статьям 135-137 Налогового кодекса, на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов отчетного налогового периода, определенных в соответствии со статьями 138-143 Налогового кодекса.Во втором случае ставка налога будет зависеть от группы, на которой находится предприятие. «Самыми популярными» на сегодняшний день среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли лекарственными средствами является третья и четвертая группа плательщиков единого налога по ставкам:а) 5 % дохода;б) 3 % дохода + НДС.Для общей и упрощенной системы НДС исчисляется и уплачивается по одинаковой ставке — 7%.Стоит отметить, что Верховная Рада дополнительно к «антикризисному» Закону приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства», согласно которому ставка НДС 7% распространяется на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения не только на территории Украины, но и на их ввоз в Украину.Кроме того, установлено, что с 1 апреля 2014 до 1 июня 2014 к плательщикам налога на добавленную стоимость, применяющим ставку 7 процентов к операциям по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не применяются требования нормативно — правовых актов по отражению в кассовом чеке сведений: о коде ставки НДС по единице товара; общей суммы налога на добавленную стоимость по каждой позиции (группе товаров); общей суммы средств, подлежащей уплате покупателем, с учетом налога на добавленную стоимость.Данный Закон вступил в законную силу 19 апреля 2014.Если говорить о разъяснениях госорганов, то наиболее конкретный с практической точки зрения ответ предоставило Минэкономразвития. Так, обращается внимание на то, что на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных препаратов, прекурсоров и медицинских газов) и обязательного минимального ассортимента (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, определенный МЗ, устанавливаются предельные снабженческо — сбытовые надбавки не выше 10% оптово — отпускной цены и дифференцированные предельные торговые (розничные) надбавки не выше 25%, исходя из закупочной цены.

База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется на основе их договорной стоимости (в случае осуществления контролируемых операций — не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 Кодекса) с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме, в частности НДС) (абзац первый п. 188.1 Кодекса).

В базу налогообложения включают стоимость товаров/услуг, которые поставляются (за исключением суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета и/или суммы возмещения арендодателю — бюджетному учреждению расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества, на коммунальные услуги и на энергоносители), и стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно получателем товаров/услуг, поставленных таким налогоплательщиком (абзац третий п. 188.1 Кодекса).

Учитывая вышеупомянутое, 7% НДС добавляется в базу налогообложения, определяется на основе договорной (контрактной) стоимости лекарственного средства, в которую включается предельная торговая (розничная) надбавка к закупочной цене.

Таким образом, Минэкономразвития считает, что розничный аптечное учреждение вправе доначислить торговую надбавку к цене, указанной в договоре на закупку за минусом включенного в нее НДС. В то же время, свои 7% НДС аптечное учреждение имеет начислять на цену, которая сложилась с учетом торговой надбавки.

Учитывая данное разъяснение Минэкономразвития, можно попытаться оценить, на какой же системе налогообложения и ставке выгоднее находиться субъекту хозяйствования.Основным аспектом в деятельности на общей системе налогообложения является взвешенная система оптимизации доходов и расходов таким образом, чтобы минимизировать базу.

Объективно оценить выгодность применения общей системы налогообложения возможно только зная все нюансы хозяйственной деятельности, возможность и необходимость формирования затрат и т.д. При этом стоит отметить, что общая система характеризуется более сложным налоговым и бухгалтерским учетом.

Что касается упрощенной системы налогообложения, то здесь есть возможность провести примерные расчеты.

Для проведения расчетов возьмем товар (лекарственное средство), что, допустим, стоит 1000 гривен и который входит в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с установленной постановлением КМУ от 17 октября 2008 г.

N 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» предельной торговой надбавкой в размере 15% (п. 1 Постановления).а) Ставка единого налога 3% + НДСВ таком случае аптечное учреждение приобретет у поставщика товар по цене:1000 грн. + 7% НДС = 1070 гривен.

Своя цена продажи будет сформирована следующим образом:(1000 грн. (закупочная цена за минусом НДС) + 15 % (предельная надбавка) = 1150 гривен, кроме того, 7% НДС, что составляет 80,5 гривны.Следовательно, цена продажи составит 1230 грн. 50 коп.Налоговые обязательства (следует учитывать, что согласно положениям п. 292.

11НК Украины в состав дохода плательщика единого налога не включаются в том числе: суммы НДС, суммы НДС, заложенные в стоимость товаров (выполненных работ, оказанных услуг), отгруженных (поставленных) в период уплаты других налогов и сборов, установленных НК Украины):Доход: 1230,5 (цена реализации) — 80,5 (НДС) = 1150,00.Единый налог — 1150 * 3 % = 34,50 грн.НДС 80,50 (налоговое обязательство) — 70,0 (налоговый кредит: сумма, уплаченная поставщику) = 10,50 грн.

Всего к оплате: 34,50 +10,50 = 45,00 грн.б) ставка единого налога 5%:

В таком случае аптечное учреждение приобретет у поставщика товар по цене:1000 грн. + 7 % НДС = 1070 гривен.Своя цена продажи будет сформирована следующим образом:(1000 грн. (закупочная цена за минусом НДС) + 15% (предельная надбавка) = 1150 гривенДоход: 1150,00 грн.Единый налог — 1150 * 5 % = 57,50 грн.НДС не уплачивается.

Всего к оплате: 57,50 грн.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С подсчетов видно, что субъекту хозяйственной деятельности выгоднее находиться на ставке единого налога «3% + НДС».

Однако следует учитывать, что данные расчеты сделаны с учетом пока единственной официальной позиции госорганов, которая тем не менее, может измениться, поэтому стоит отслеживать официальные разъяснения по этим вопросам Министерства доходов и сборов.

Кроме этого, необходимо иметь в виду, что пребывание на общей системе налогообложения может быть более выгодным в финансовом плане, хотя и будет связано с дополнительной документальной работой.

Однако выбирать наиболее благоприятную систему налогообложения субъекта хозяйствования стоит лишь предоставив специалистам возможность провести подсчеты и оценку всех рисков в каждом конкретном случае.

Источник: https://pravdop.com/publications/kommentarii-zakonodatelstva/nds-na-lekarstva-na-kakoy-sisteme-nalogooblozheniya-vigodnee-nahoditsya-aptekam/

Что будет, если НДС повысят до 20% — Финансы на vc.ru

Какой ндс на медикаменты

Мнение экспертов из «Альфа-банка», «Открытие брокер», ВШЭ и Европейского университета.

Обновлено 14 июня. Дмитрий Медведев объявил, что правительство планирует повысить НДС с 18% до 20%. Льготная ставка в 10% на продукты питания (кроме деликатесов), лекарства, товары для детей, книги и учебники останется.

Российское правительство вновь обсуждает повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Его взимают с бизнеса, но фактически выплачивают потребители.

По данным «Ведомостей», это необходимо, чтобы найти деньги на выполнение нового «майского указа» Владимира Путина, который поручил к 2024 году повысить безопасность и качество автомобильных дорог и инфраструктуры, обеспечить рост численности и продолжительности жизни населения, а также заняться развитием «цифровой экономики».

Окончательного решения о повышении НДС пока нет, но эксперты считают увеличение налоговой нагрузки далеко не самым лучшим решением, которое приведёт к росту цен, понизит потребление и навредит бизнесу.

Повышение НДС — один из способов профинансировать новые реформы

На выполнение нового указа Путина правительству нужно найти ещё 8 трлн рублей. Один из рассматриваемых способов найти средства — повышение НДС с 18% до 20%, рассказали «Ведомостям» на условиях анонимности три федеральных чиновника.

По их словам, рост НДС может принести федеральному бюджету дополнительные 2 трлн рублей в течение шести лет. Ещё 3 трлн рублей государство планирует занять с помощью облигаций федерального займа, 2 трлн рублей получить за счёт повышения пенсионного возраста, 1 трлн рублей — за счёт налоговой реформы в нефтяной отрасли.

Помимо повышения НДС может быть отменена льготная ставка налога в 10%, которая распространяется на продукты питания (кроме деликатесов), лекарства, товары для детей, книги и учебники. В 2017 году льгота обошлась бюджету почти в 550 млрд рублей.

Собеседники «Ведомостей» подчеркнули, что решение ещё не окончательное и может быть пересмотрено: «Всё меняется очень быстро и постоянно».

В 2017 году Минфин уже думал о повышении НДС. Тогда министерство одновременно предлагало снизить страховые взносы в бюджет с 30% до 22%. Реформа получила название «манёвр 22/22». Сейчас предложение о снижении взносов уже не обсуждают.

Если бы не дорогостоящие и амбициозные планы президента, необходимости повышать ставку НДС именно сейчас не было бы, уверена руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Кто платит НДС

В России НДС собирают с 1992 года. Максимальная ставка налога после его введения составляла 28%. В 1994 году она была снижена до 20%, а с 2004 года действует ставка 18%.

По Налоговому кодексу сбор платят организации (в том числе некоммерческие) и предприниматели, которые продают товары и услуги, но фактически НДС оплачивает потребитель. Продавцы всегда закладывают НДС в стоимость товаров и услуг. Налог идёт в федеральный бюджет.

НДС — один из наиболее собираемых налогов, именно по этой причине Минфин и налоговые органы считают его повышение самым привлекательным решением, объяснила главный аналитик «Альфа-банка» Наталия Орлова.

Сейчас в России действуют три ставки НДС:

  • 0% — действует в основном при экспорте товаров.
  • 10% — распространяется на продукты (кроме деликатесов), товары для детей, книги, учебники, периодические печатные издания, лекарственные препараты.
  • 18% — стандартная ставка, применяется во всех остальных случаях.

Кроме того, есть отдельные категории организаций и предпринимателей, которые освобождены от уплаты НДС:

  • Организации и предприниматели, чья выручка от продажи товаров и услуг за три месяца подряд не превысила 2 млн рублей — они могут получить освобождение от уплаты НДС на год. Исключение составляют продавцы подакцизных товаров (например, алкоголя, табака и некоторой косметики). Если в течение этого года их выручка за три месяца превысит 2 млн рублей, льгота отменяется.
  • Предприниматели, которые работают по патентной системе или упрощённой системе налогообложения.
  • Предприниматели, которые платят единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
  • Производители сельскохозяйственной продукции, которые платят единый сельскохозяйственный налог.
  • Участники инновационного центра «Сколково».

Чего в случае повышения НДС ожидать потребителям

Эксперты ожидают, что подорожают все товары, на которые будет повышен НДС, за исключением тех, на которые цены устанавливаются административным образом. В случае отмены льготной десятипроцентной ставки сильнее всего подорожают продукты питания и лекарства, так как НДС на них вырастет в два раза.

Повышение НДС на два процентных пункта ускорит рост цен на 0,8-1 процентный пункт, ожидает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. Она отметила, что это «не страшно» в условиях низкой инфляции. В апреле инфляция составила 2,4% в годовом выражении.

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина ожидает, что при повышении ставки цены на основные товары вырастут на 1,5-2% от конечной стоимости товара. В случае отмены льготной ставки рост цен на продовольствие и лекарства может составить порядка 9% от нынешней стоимости.

на 1,7%

снизились реальные доходы россиян в 2017 году по сравнению с 2016 годом (данные Росстата). Доходы населения падают четвёртый год подряд.

По расчётам декана факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлии Вымятниной, в случае повышения НДС инфляция к концу 2018 года вырастет с нынешних 2,5% до 4-5% в годовом выражении. Если будет сокращён перечень товаров и услуг, освобождённых от уплаты НДС или на которые сейчас распространяется льготная ставка, то можно ожидать более высокого роста цен, предупреждает она.

Поскольку производители, освобождённые от уплаты НДС или уплачивающие НДС по более низкой ставке, пользуются в своей деятельности товарами и услугами производителей, которые столкнутся с повышением НДС, то в итоге рост НДС по достаточно широкой категории товаров и услуг затронет практически всех производителей в стране.

Отмена льготной ставки приведёт к росту цен на лекарства на 10-12%, подсчитал Николай Беспалов, директор аналитической компании RNC Pharma, которая специализируется на оценке состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла.

Кроме того, сейчас идёт работа над внедрением системы маркировки лекарственных препаратов, затраты на которую тоже будут заложены в конечную стоимость. При сложении этих двух факторов рост цен может составить 12-15%, считает Беспалов.

Последствия для системы здравоохранения могут быть очень серьёзными, фактически на рынке возникнет искусственный кризис, который приведёт к резкому сокращению спроса. Это, во-первых, вызовет снижение доступности лекарственных препаратов.

Во-вторых, спровоцирует почти гарантировано массовое банкротство аптек и дистрибьюторов. В отрасли накоплен очень большой объём товарных кредитов. Компании просто не смогут их обеспечивать, если спрос ещё провалится. В итоге последствия для рынка могут быть катастрофическими.

Такое решение сократит потребление со стороны домохозяйств, которые уже перешли в режим экономии на фоне непрерывного падения реальных доходов с начала кризиса в 2014 году.

Особенно сильным удар будет по людям предпенсионного возраста — они одновременно лишатся пенсий из-за повышения пенсионного возраста. Таким образом, есть риски всплеска социальной нестабильности.

Крупные ритейлеры бытовой техники и электросети «М.» и «Эльдорадо», одна из крупнейших в России аптечных сетей «Ригла» (входит в ГК «Протек») воздержались от комментариев на тему возможного эффекта от повышения НДС.

«У нас пока нет чёткого понимания, как реагировать на эту инициативу», — сообщила представитель «Эльдорадо» Юлия Завьялова.

Крупнейшие продовольственные ритейлеры — X5 Retail Group (управляет сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») и «Магнит» — не ответили на запрос vc.ru.

Как повышение НДС может повлиять на бизнес

Повышение НДС затронет и бизнес — на фоне снижения потребления и спроса. Сейчас потребление — чуть ли не единственный драйвер роста, не зависящий от цен на нефть, и повышение налоговой нагрузки на потребление неминуемо скажется на темпах экономического роста, который и так очень мал, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: машиностроение, строительство, электроэнергетику, ритейл. Меньше всего пострадают производители продовольственных товаров, табака, дешёвого алкоголя и те, кто предлагает услуги транспорта.

Повышение НДС на два процентных пункта может оказаться критичным для ряда предприятий малого и среднего бизнеса — им придётся повысить цены, условно говоря, на величину роста НДС. Однако нельзя быть уверенными в том, что спрос на их продукцию в результате сохранится на прежнем уровне.

Для более крупных производителей, а также для производителей товаров и услуг первой необходимости критичного ничего в таком повышении НДС нет — на их продукцию спрос будет в любом случае.

«Скорее всего, с учётом этого реализация новых майских указов не даст ожидаемого эффекта на экономический рост», — констатирует Нигматуллин.

В то же время опрошенные vc.ru эксперты подчёркивают, что пока ясности по вопросу повышения НДС нет и многое зависит от финального решения правительства.

Можно ли не повышать налоги и найти другой источник финансирования

Эксперты резюмируют, что государство не сможет за шесть лет найти 2 трлн рублей, совсем не повышая налоговую нагрузку на бизнес и население.

В идеале, стоило бы пересмотреть сам «майский указ» с точки зрения выполнимости в нынешних условиях, а не пытаться выполнить его любыми средствами за счёт населения и во вред экономике, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Возможно, имеет смысл действовать комплексно. Можно отказаться от нулевых ставок НДС и освобождения от НДС (за исключением экспорта), оставив только льготные ставки и стандартные ставки 10-18%.

Помимо этого, имеет смысл отказаться от неэффективной программы материнского капитала, тем более снижение ставок по ипотеке и программы субсидирования её для семей эффективно её заменяют.

Наконец, недостающие средства можно получить за счёт приватизации пакетов акций госкомпаний. Как минимум, можно полностью выйти из капитала «Аэрофлота» и ВТБ, продать блокпакеты в РЖД и более мелких активах. Помимо поступлений от продажи приватизация улучшит корпоративное управление и дополнительно подстегнёт экономический рост и налоговые отчисления.

Нужно понимать, что в нашей стране проблема скорее сводится к структурным ограничениям в экономике — нужно менять стиль государственного управления, снижать бремя разного рода проверок, снижать коррупционную составляющую, чтобы экономика действительно могла начать расти. Если удастся продвинуться в этом направлении, можно было бы избежать повышения налогов. Однако на данный момент такой сценарий представляется маловероятным.

НДС считается наиболее нейтральным налогом и, по сравнению с остальными налогами, в меньшей степени влияет на экономику, объяснил Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Альтернативные меры в этом направлении, по его словам, не способствуют росту экономики и будут иметь только негативные последствия.

При этом Чернявский допускает, что правительство может вернуться к обсуждению НДФЛ, потому что в России относительно низкий налог на доходы физических лиц. Вопрос повышения НДФЛ уже поднимался в марте 2018 года, но в мае Дмитрий Медведев заверил, что сейчас таких планов нет.

Если не повысить ставки внутренних налогов, правительство будет тратить на финансирование реформ поступления от высоких цен на нефть, а это опасный путь, предупреждает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.

В этом случае будет расти зависимость бюджета от нефтяных поступлений и кроме того судьба реформ также будет привязана к состоянию сырьевого рынка. Поэтому повышение налоговой нагрузки, особенно на потребителей, выглядит безальтернативным.

Налогообложения российского бизнеса сопоставимо с уровнем бизнеса налогообложения в мире, а вот ставки подоходного налога в России гораздо ниже мировых. По этой причине именно потребители являются основными кандидатами на увеличение налоговых платежей в бюджет.

Резюме

  • НДС фактически платят потребители, повышение сбора нужно для финансирования новых президентских указов. Если сбор увеличат, бизнесу придётся поднять цены. В этом случае малый и средний бизнес ждёт потеря спроса на их товары.
  • Рост цен может составить от одного до нескольких процентов. Предсказать сложно, ведь компании используют товары и услуги подрядчиков, которых тоже заденет рост НДС.
  • Цены на лекарства могут вырасти сильнее, чем на другие товары.

    Если учесть и повышение НДС, и внедрение систем маркировки лекарств, то рост цен может составить 12-15%.

  • Можно ли выбрать другой сценарий? Да, например, продать госпакеты «Аэрофлота» и ВТБ или пересмотреть «майские указы» Путина.

    Но в целом альтернативные меры привлечения средств могут привести к более негативным последствиям, а НДС — наиболее нейтральный налог.

Источник: https://vc.ru/finance/38891-nds-20

Личное жилье
Добавить комментарий