Как определяют статус края входящего в состав рф

032

Как определяют статус края входящего в состав рф

32. Основы конституционного статуса Российской Федерации и её субъектов.

1. Основы конституционного статуса РФ.

Конституционный статус РФ определяется Конституцией РФ и включает государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

  1. Суверенитет РФ, распространяющийся на всю её территорию (а также суверенные права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону).
  2. Государственная территория РФ, состоящая из территорий всех субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства над ними, её целостность и неприкосновенность.
  3. Конституция РФ и федеральные законы, их верховенство на всей территории РФ, высшая юридическая сила Конституции РФ.
  4. Федеральные органы государственной власти (глава государства, законодательные, исполнительные, судебные и иные органы), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ.
  5. Единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств (установление внутренних таможенных границ не допускается).
  6. Единое гражданство РФ.
  7. Государственный язык — русский язык.
  8. Единые Вооруженные Силы РФ во главе с Верховным Главнокомандующим — Президентом РФ.
  9. Единая денежная единица — рубль (денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, введение и эмиссия других денег не допускается).
  10. Государственные символы — государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, установленные федеральными конституционными законами.
  11. Столица РФ — город Москва.

Конституция РФ признаёт общепризнанные принципы и нормы международного права частью правовой системы РФ. Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт ограничения прав и свобод человека и не противоречит основам конституционного строя РФ.

2. Основы конституционного статуса субъектов РФ.

РФ состоит из 89 равноправных субъектов РФ: 21 республики, 6 краёв, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. Республика имеет конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет устав и законодательство. Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ.

Статус субъекта РФ может быть изменён по взаимному согласию РФ и субъекта РФ и в соответствии с федеральным конституционным законом.

3. Конституционный статус республик в составе РФ.

Республика в составе РФ является государством и обладает всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Они образованы по национальному признаку и воплощают самоопределение соответствующих народов. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

Республика

в составе РФ имеет некоторые государственно-правовые признаки:

  1. Конституция республики (принимается законодательным (представительным) органом, если иное не предусмотрено конституцией), законы республики (принимаются законодательным органом).
  2. Система органов государственной власти субъекта РФ (устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).
  3. Территория субъекта РФ (границы субъектов РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия, изменения границ между субъектами РФ утверждаются Советом Федерации).
  4. Государственный язык, государственные символы, столица государства.
  5. Республиканское гражданство (однако республики не решают вопросы гражданства).

4. Конституционный статус краёв, областей, городов федерального значения.

Края, области, города федерального значения являются государственными образованиями в составе РФ и обладают всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Они образованы по территориальному принципу.

Статус края, области, города федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Край, область, город федерального значения

имеет некоторые государственно-правовые признаки:

  1. Устав и законодательство (принимаются законодательным (представительным) органом).
  2. Система органов государственной власти (см. п.3).
  3. Территорию субъекта РФ (см. п.3).
  4. Государственные символы субъекта РФ, административный центр субъект РФ.

5. Особенности конституционного статуса автономной области и автономных округов.

Автономная область и автономные округа являются государственными образованиями в составе РФ и обладают всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономные округа образованы по национально-территориальному принципу как способы самоопределения соответствующих народов.

Статус автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом автономной области, автономного округа, принимаемого законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Автономная область, автономный округ имеет те же государственно-правовые признаки, что и край, область, город федерального значения (см. п.4). Особенности положения автономных округов является возможность их вхождения в состав края, области. Такие края и области (Красноярский край, Тюменская область и др.

) называются сложнопостроенными субъектами РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края и области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.

Выход автономной области или автономного округа из состава края, области является изменением его статуса и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

6. Конституционный статус столицы РФ.

В соответствии с Конституцией РФ столицей РФ является город Москва. Статус столицы РФ установлен Законом РФ «О статусе столицы РФ».

Столица РФ — место нахождения федеральных органов государственной власти — Президента РФ, палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы), Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и некоторых других центральных федеральных государственных органов, представительств субъектов РФ, дипломатических представительств иностранных государств. Правовой статус столицы РФ обусловливает некоторые особенности компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти города Москвы.

Используются технологии uCoz

Источник: http://ftk.narod.ru/download/pravo/osnovi/032.htm

Статус субъектов Российской Федерации

Как определяют статус края входящего в состав рф

Конституцией РФ определен статус субъектов Федерации. Субъекты РФ равноправны, но все же имеют некоторые особенности в правовом статусе.

Перечень субъектов РФ дан в ст. 65 Конституции РФ.

Как уже было отмечено, субъекты, входящие в состав Российской Федерации, могут быть распределены на три группы в зависимости от сочетания национального и территориального начал при их формировании, а также особенностей статуса: 1) республики (государства); 2) автономная область или автономные округа (национально-государственные или автономные образования); 3) края, области и города федерального значения (территориально-государственные образования). Российская Федерация включает в свой состав субъекты с разным конституционно-правовым статусом, что позволяет считать Россию ассиметричной федерацией[1].

Республики отличаются по своему статусу от иных субъектов прежде всего тем, что признаны на конституционном уровне государствами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст.

66) и обладают всеми его признаками, кроме суверенитета, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, законодательство, свой государственный язык, используемый наряду с русским[2].

Как и остальные субъекты Федерации, они имеют систему республиканских органов государственной власти, другие атрибуты государственной власти.

Автономная область и автономные округа являются национальногосударственными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ, уставом (по своей юридической природе он идентичен конституциям республик), принимаемым каждым субъектом самостоятельно.

Отдельные положения устанавливаются и федеральным законом об автономной области или автономном округе, который может быть принят по представлению законодательных или исполнительных органов данных субъектов (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

Федеральная Конституция определяет также, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти данных субъектов (ст. 66).

Некоторые автономные округа, непосредственно находясь в составе Российской Федерации, входят еще в состав других субъектов РФ (например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области). В составе Российской Федерации имеются две области, отделенные от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, Калининградская область – территорией иностранных государств.

Территориально-государственные образования, хотя и созданы по территориальному признаку, но обладают сходным правовым положением с автономными образованиями.

Однако в отличие от последних их статус определяется только Конституцией РФ и уставом, принимаемым образованием самостоятельно, создания специального федерального закона (как для автономии) Конституцией РФ для них не предусмотрено.

Вместе с тем проявлением принципа равноправия субъектов РФ является наличие еще целого ряда общих характеристик их статуса, которые указывают одновременно на их самостоятельность как особых государственных образовании.

1.

Конституция РФ, с одной стороны, определяет единство правовой основы Федерации, обязанность субъектов следовать в своей правотворческой деятельности федеральному законодательству, принятому по вопросам ведения Российской Федерации (ст.

4 и 76), а с другой стороны, в той же ст. 76 определена возможность самостоятельного правотворчества в сфере, находящейся за пределами ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 4).

Таким образом, субъекты Федерации имеют правовые возможности для самостоятельного создания конституций (уставов) и своего законодательства.

  • 2. Невозможно изменить статус субъектов без их согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).
  • 3. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют свое наименование. Новое наименование субъекта РФ включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ.
  • 4. Субъекты РФ вправе иметь собственную символику: герб, гимн, флаг, столицу (республики) или административный центр (иные субъекты).
  • 5. Субъекты РФ обладают собственной территорией. Территория субъекта РФ может быть изменена только с его согласия. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Такое изменение подлежит утверждению Советом Федерации. Субъекты РФ в соответствии с федеральным законодательством самостоятельно устанавливают административно-территориальное устройство своей территории.
  • 6. Государственная собственность в Российской Федерации подразделяется на федеральную и собственность субъектов РФ. Однако субъекты РФ не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и иные материальные объекты на том основании, что они расположены на территории субъекта РФ[3].

В то же время важно отметить как момент самостоятельности субъектов РФ то, что они имеют свою собственность, свой бюджет (и имущество территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации).

  • 7. Субъекты РФ имеют свою систему органов государственной власти, которую согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) устанавливают самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким законом является уже упоминавшийся Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Здесь стоит упомянуть о некоторых основных конституционных правилах, которые предопределяют порядок создания и деятельности органов масти субъектов РФ. Они являются общими для всех видов субъектов Федерации:
  • 1) субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы или органы, не соответствующие республиканской форме правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) и принципу разделения властей (ст. 10). Например, создание на уровне республики монархического государства или советской системы организации власти недопустимо;
  • 2) наличие органов государственной власти субъектов РФ не препятствует осуществлению власти органами государственной власти РФ на всей территории России, включая и территории конкретных субъектов. При этом субъекты обязаны содействовать работе федеральных органов власти;
  • 3) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ), в том числе и действующих на территориях субъектов РФ;
  • 4) в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по вопросам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, органы исполнительной власти Федерации будут являться в указанной сфере вышестоящими для органов власти ее субъектов;
  • 5) каждый субъект РФ участвует в формировании федеральных органов власти, например, Совета Федерации (верхней палаты российского парламента);
  • 6) для статуса субъекта РФ характерно и то, что он имеет право на международные и внешнеэкономические связи (п. «о»ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Но право это не является абсолютным, так как Российская Федерация координирует такого рода деятельность ее субъектов[4].

Общим для статуса всех субъектов РФ является также то, что они вне зависимости от видовой принадлежности имеют равные права по взаимодействию с федеральными органами власти.

Каждый субъект РФ направляет двух представителей в состав Совета Федерации; главы субъектов входят в состав Государственного Совета РФ на равных основаниях; субъекты Федерации учреждают постоянные представительства при Правительстве РФ; участвуют в федеральном законодательном процессе (законодательная инициатива, подготовка заключения по проектам федеральных законов в сфере совместного ведения, инициатива внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра).

Важнейшей частью конституционной модели федеративных отношений является «конструкция» разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ определяет трехчленную конструкцию компетенции:

  • 1) ведение Российской Федерации (ст. 71). Это перечень, который принято называть предметами исключительного ведения:
  • 2) совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Предметы совместного ведения также перечислены в Конституции РФ в виде определенного перечня;
  • 3) указание на остаточную компетенцию субъектов РФ, существующую вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73). В указанной сфере субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Здесь уже нет перечня предметов ведения, и исключительная компетенция субъектов РФ определяется по остаточному принципу.

Согласно ст. 76 Конституции РФ субъекты вне пределов ведения Российской Федерации вправе осуществлять собственное законодательное регулирование.

Но федеральные законы обладают приоритетом в сферах собственной компетенции Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкновении актов Российской Федерации с актами субъектов большей юридической силой обладают нормативные правовые акты последних.

В Конституции РФ определяется меньшая юридическая сила федеральных законов, но данное правило, по-видимому, распространяется и на федеральные подзаконные акты (акты палат Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ).

Наиболее сложной правовой проблемой является разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере совместного ведения. Следуя Конституции РФ, надо ее решать посредством принятия актов федерального законодательства, а также заключения договоров.

Порядок разграничения названных полномочий установлен нормами гл. IV. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ.

Этим законом установлен перечень полномочий органов власти субъектов РФ в сфере совместного ведения, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов (за исключением субвенций из федерального бюджета). Указанный перечень заметно уже сферы совместного ведения, установленной в ст. 72 Конституции РФ.

Отдельными федеральными законами за органами государственной власти субъектов Федерации могут закрепляться и иные, не включенные в рассматриваемый перечень полномочия. Остальные полномочия в сфере совместного ведения принадлежат федеральным органам государственной власти.

Примечательно то, что субъекты РФ имеют право осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Однако после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами субъектов РФ. Законодательно установлено вовлечение органов власти субъектов Федерации в осуществление федеральных полномочий.

Заключение договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ допустимо лишь в том случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъектов Федерации и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем установлено федеральным законом разграничение полномочий. Проект договора направляется главой субъекта РФ на одобрение в законодательный орган субъекта. Если одобрение получено, то глава субъекта Федерации сообщает об этом Президенту РФ. После этого договор подписывается Президентом и главой соответствующего субъекта и в течение 10 дней после подписания направляется Президентом РФ в Государственную Думу для утверждения его федеральным законом. Договор вступает в силу со дня вступления в силу упомянутого закона, если законом не установлено иное. Вступивший в силу договор имеет силу федерального закона. Срок действия такого договора – не более 10 лет. Досрочное расторжение договора возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда. В настоящее время действует один двусторонний договор о разграничении полномочий между органами власти Российской Федерации и Татарстана.

Допускается также заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов РФ о взаимном делегировании полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Такие соглашения подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти и главой субъекта РФ и вступают в силу только после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования.

Примером такого соглашения является, в частности, соглашение Агентства по управлению федеральным имуществом и Правительства Санкт-Петербурга о передаче последнему части полномочий по управлению федеральным имуществом[1].

Источник: https://studme.org/70363/pravo/status_subektov_rossiyskoy_federatsii

Как определяют статус края входящего в состав рф

Как определяют статус края входящего в состав рф

Статья 66 Конституции 1. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.2.

Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.4.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.5. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта

Статья 66 Конституции РФ

1.

Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. 4.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. 5.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1.

Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения

После 1992 года Российская Федерация была преобразована таким образом, что бывшие административно-территориальные единицы — области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе Российской Федерации.

Сейчас в качестве субъектов Федерации в состав Российской Федерации входят, 8 краев Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г.

образуется новый субъект Российской Федерации — Камчатский край (Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край), 47 областей (Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область,

· К исполнительной власти · К законодательной власти · К судебной власти · Ни к какой 286.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют: · Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации · Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации · Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, органы местного самоуправления · Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) 288.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Российское государство – это федерация. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ. Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

newinspire

Ключевые слова: конституционно-правовой, статус, краев, областей, город, федерального, значения В составе РФ 8 краев (с 1 марта 2008 г.

образован 9-ый – Забайкальский край в результате объединения Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области), 47 областей (с 1 марта их стало 46) и два города фед. Являясь субъектами РФ, края, области и города фед.

Статья 66

В Вашем броузере запрещена работа JavaScript. Разрешите JavaScript, или многие возможности сайта будут Вам недоступны. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Источник: http://autopravovedenie.ru/kak-opredeljajut-status-kraja-vhodjaschego-v-sostav-rf-34359/

Личное жилье
Добавить комментарий